«Сделал сайт, а клиент платить отказался». Как с этим бороться?

«Сделал сайт, а клиент платить отказался». Как с этим бороться?

Фото: infoindustria.com.ua

Андрей создает сайты на заказ. Клиентов ищет в интернете. Месяц назад у него заказали разработку интернет-магазина строительных крепежей.

Андрей придумал дизайн, отправил заказчику и попросил часть гонорара в 100 рублей, но клиент от заказа отказался. В итоге – работа сделана зря. Такой случай в практике Андрея не первый.

– Год назад ко мне обратился молодой человек, который хотел интернет-магазин компьютерных аксессуаров. Текстов и картинок для наполнения сайта у него не было, товаров тоже, зато был бюджет в 2,000 рублей. Я согласился,– рассказывает Андрей. – Я разработал дизайн, сделал прототип сайта, отправил клиенту и попросил оплату за это в 600 рублей. Клиент заплатил. Чтобы продолжить работу над сайтом, пришлось привлечь программиста. Тот оценил свою услуги в те же 600 рублей.

Когда программист закончил работу и попросил оплату, начались первые трудности. Клиент подолгу не выходил на связь, а, когда до него все-таки удавалось достучаться, на вопрос о деньгах ничего конкретного не отвечал. Несмотря на это, Андрей решил доделать сайт до конца и даже выслал готовый проект заказчику. На вопрос «Зачем?» Андрей отвечает: «Потому что неопытный был».

– В итоге заказчик раскрыл карты: его «кинули» партнеры, и оплатить работу он не может, – продолжает Андрей. – Я потребовал заплатить программисту. Клиент несколько недель не выходил на связь, но потом все-таки отдал 300 рублей – вдвое меньше договоренного. Программист остался доволен, и я не стал требовать больше. Работа хоть частично, но оплачена, а из документов – только невнятная расписка. Заключить договор клиент отказался.

Мы попросили руководителя онлайн-сервиса заказа услуг Kabanchik.by Максима Маринича рассказать, как фрилансерам обезопасить себя от недобросовестных заказчиков в сети.

Как определить заказчика-мошенника?

– Чаще всего недобросовестные заказчики общаются только онлайн и не раскрывают свое имя, телефон и место проживания, – говорит Максим Маринич. Есть и другие факторы, которые помогут определить заказчика-мошенника.

Максим Маринич, руководитель онлайн-сервиса заказа услуг Kabanchik.by

  • Непостоянство в стиле общения. Крайности: от грубости и перехода на «ты» до заискивания, чрезмерного дружелюбия и обещания заоблачных заработков.
  • «Золотые горы». Добросовестный заказчик не будет обещать сверхвысокий заработок, поэтому расценки выше среднерыночных должны вызывать подозрения.
  • Необычная работа с хорошим заработком. Мошенники готовы прилично заплатить в обмен на простую услугу: например, регистрацию сим-карты на свое имя. Так фрилансера могут втянуть в серьезное преступление.
  • Резкий и категорический отказ дать предоплату. Если заказчик наотрез отказывается давать предоплату, это еще не значит, что он не заплатит, но лучше относиться к таким людям с максимальной настороженностью.
  • Тестовое задание с большим объемом работы и массой требований. Цель – получить готовый продукт и не заплатить за него.

Как исключить риск неоплаты заказа?

По словам руководителя Kabanchik.by, самый надежный способ исключить неоплату заказа – подписать договор и указать в нем условия и сроки оплаты.

– Если сотрудничаете с заказчиком впервые, изучите отзывы о нем на фриланс-биржах, таких как «Кабанчик»: если заказчик недобросовестный, об этом обязательно напишут коллеги-предшественники. Когда проверить репутацию заказчика невозможно, выполняйте работу только на основании предоплаты в 10-30% от бюджета задания. Это помогло бы и нашему герою Андрею, – говорит Максим Маринич.

Как защитить права на работу?

Заказчик может не только не оплатить работу, но и использовать продукт без разрешения исполнителя. Чтобы защититься от этого, эксперт рекомендует, не присылать финальный проект до полного расчета, а материалы на согласование отправлять с защитой от копирования:

  • Фото, инфографику, видео – с водяными знаками.
  • Дизайн-макеты – в низком разрешении, которое не позволит их распечатать или разместить на сайте.
  • Тексты – в виде скриншотов с водяными знаками или PDF, защищенном от копирования.
  • Софт – в демо-версии или версии с коротким триал-периодом.

Что делать, если заказчик не платит, потому что недоволен результатом?

– Если заказчику не нравится результат, не бросайтесь «качать права», а спокойно поинтересуйтесь причиной недовольства. Заказчик может быть недоволен небольшой деталью, которую легко исправить и за счет этого исчерпать конфликт, – говорит Максим Маринич.

Если заказчик недоволен работой в целом и не дает возможности ее переделать, решить проблему сложнее. Чтобы избежать таких ситуаций, можно включать в договор пункты о том, как должен выглядеть итоговый проект: в таком случае исполнителю будет легче доказать, что он он выполнил работу хорошо.

Если договора нет, а заказ был оформлен на бирже фриланса, можно привлечь службу поддержки ресурса. Сотрудники службы поддержки выступят независимой стороной и помогут разрешить конфликт согласно правилам биржи. Если фрилансер нашел клиента вне биржи – остается только уповать на дипломатические способности обеих сторон.

Источник: Myfin.by