На краю гибели: первый экономический кризис, уничтоживший древние цивилизации

На краю гибели: первый экономический кризис, уничтоживший древние цивилизации
Фото носит иллюстративный характер, источник: pixabay.com
Фото носит иллюстративный характер, источник: pixabay.com

Доставка товаров за 3 тыс. км, путешествия по всему миру, международная торговля с развитой финансовой системой, кредитами и векселями, водопровод с отдельной горячей и холодной водой, повсеместная письменность, роскошные дворцы из золота – все это исчезло всего за одно поколение людей более 3 тысяч лет назад. Практически все великие державы были стерты с лица земли, а цивилизация оказалась на грани исчезновения. В исторической литературе этот период называют «Катастрофой бронзового века». И сегодня мы узнаем, что же погубило развитую экономику древнего мира.

За миг до катастрофы: мир торговли и благоденствия

С момента зарождения первых развитых государств более 3 тыс. лет до н.э., до начала «бронзового коллапса» примерно в 1206 году до н.э. в регионе Средиземноморья образовались несколько крупных государств, которые после столетий войн и конкуренции наконец поделили все сферы влияния, выбрали подходящую специализацию и сосредоточились на мировой торговле. На политической карте того времени тон задавали Египет, Хеттская империя, занимавшая часть современной Турции и северной Сирии, Ассирия в регионе Междуречья, Микенская цивилизация древних греков, Вавилонское царство и отдельные города-государства на Кипре и вдоль побережий Средиземноморья.

Экономика первых древних государств, в частности Египта и Вавилона, была выстроена на использовании сложных оросительных систем. А чтобы их спроектировать, построить и содержать требовался не менее сложный управленческий аппарат, который был сосредоточен в руках дворцовых чиновников и храмовых жрецов.

Именно поэтому такую систему хозяйствования еще называют дворцовой, или храмовой экономикой.

Оросительные системы помогали резко повысить урожайность зерновых не только в долинах рек, но и на отдельных островах Средиземноморья, например Крите. Государственная экономика такого типа существовала и в микенских городах, где людей организовывали в рабочие группы, а добыча и обработка металлов была государственной монополией.

Дворцовый комплекс в Микенской Греции

Излишки зерна позволяли содержать не занятых в сельском хозяйстве чиновников, правящую верхушку, жрецов и военную аристократию, а также обменивать зерно на другие товары в торговле с соседями и дикими варварскими племенами. Аналогом нынешней нефти тогда была бронза, так как из бронзы делались все сельхозорудия, военное снаряжение и другие изделия. Как известно, бронза – это сплав меди и олова. И на момент описываемых событий олово в Средиземноморье практически отсутствовало – его приходилось возить морем из месторождений Рудных Гор на границе Саксонии и Богемии, с полуострова Корнуолл на юго-западе Англии, а также с территорий современного Афганистана.

Это был пик материальной культуры цивилизации бронзового века – на востоке Средиземного моря раскинулись богатейшие государства, объединенные командно-административной экономикой, стабильными торговыми и политическими связями, развитыми культурами.

Все это требовало сложной структуры морской торговли. Из клинописных документов и архивов глиняных табличек видно зарождение финансовых инструментов, которые используются до сих пор: векселя, товарные кредиты, сложные структуры залогов, длинные логистические бартерные цепочки товарообмена. Торговцы вынуждены находить баланс интересов между разными дворцовыми центрами, которые могут их защитить, организовать безопасную транспортировку и сохранность товара.

Доставка товаров в тот момент работала, почти как на AliExpress. Например, покупатель, живущий в Вавилоне, получил сандалии, которые ему не понравились, и отправил их обратно изготовителю за 3 тыс. км (!), на остров Крит. На одной из сотен глиняных табличек, служивших аналогом нынешних торговых деклараций, лаконично отмечается: «Две пары кожаной обуви в минойском стиле доставлены во дворец Хаммурапи, но отправлены обратно».

Сами же дворцовые государства становятся центрами торговли, производства, хранения и налогового контроля. А еще такие города выступали лакомой добычей для пиратов, которые пока не способны на масштабные набеги, но совсем скоро это изменится.

Медь в обмен на продовольствие

Последняя крупная война отгремела между сверхдержавами того времени, Египтом и Хеттской империей, в 1296 году до н.э. Она закончилась боевой ничьей и прекращением политики экспансии двух стран. Установился мир длительностью почти 100 лет. До начала «Катастрофы бронзового века» мировая торговля достигла своего пика: Египет поставлял на мировой рынок зерно, а также служил огромным складом продовольствия на случай неурожайных лет. В свою очередь, египтяне закупали медь для оснащения армии и содержания сельскохозяйственного комплекса.

Хеттская империя выступала чем-то вроде главного милитариста региона и поставщиком лучшего оружия. Это единственное государство, которое уже на тот момент овладело технологией выплавки железа. Секрет его производства считался государственной тайной, а за попытку выдачи его иностранцам полагалась жестокая смертная казнь.

В одном из писем египетский фараон просит у хеттского царя в знак уважения преподнести ему подарок – железный кинжал. В то время такой подарок ценился выше драгоценных камней и золота.
Останки уничтоженной столицы Хеттской империи, Хаттусы

Крит, входивший в Микенскую древнюю Грецию, обеспечивал логистику морской торговли и специализировался на морских перевозках.

На Кипре росли густые леса, которые были подчистую вырублены в других регионах Средиземноморья, что позволило ему стать центром металлообработки и выплавки бронзы.

Таким образом, мы видим, что все государства того времени сильно зависели от морской торговли: поставщики зерна не могли жить без меди, оружейникам нужно было продовольствие и бытовые товары, производителям бронзы нужна была медь, олово и еда. Вместе со сложной системой торговли установилось хрупкое равновесие интересов всех государств.

Однако взаимное переплетение товарных потоков и зависимостей стран друг от друга сделало их уязвимыми: достаточно вытащить пару звеньев из этой цепи, как начнут разрываться и рушиться устоявшиеся веками связи. Что в итоге и привело к глобальной катастрофе.

33 несчастья плюс добавка

По мнению ученых, нет одной конкретной причины, которая привела к «Катастрофе бронзового века», на регион свалилось сразу несколько бед подряд. Все началось с нескольких засушливых сезонов, которые были вызваны локальным похолоданием и цепочкой землетрясений, поднявших в воздух тысячи тонн пепла и пыли. И если один-два неурожая можно было еще пережить на имеющихся запасах, то повторяющиеся из года в год неурожаи привели к угрозе смерти от голода в целых регионах. Все чаще в переписках между странами встречаются отчаянные воззвания к Египту и Вавилонскому царству о поставках продовольствия. Однако последние сами с трудом сводили концы с концами. Резко выросшее население за последние сто лет требовало огромных объемов зерна.

Из-за уменьшения поставок зерна начала сокращаться морская торговля, взамен стало поступать меньше меди и орудий труда, что еще больше усугубляло проблемы с урожайностью на полях. Голод вызвал массовые миграции населения: люди бежали из бедных регионов в страны, где еще можно было раздобыть пропитание, тем самым еще больше увеличивая нагрузку на сельскохозяйственный комплекс.

Производство бронзы и оружия тоже начало стремительно сокращаться – спрос на эти товары нечем было оплачивать, торговцы банкротились один за другим, а их обязательства по платежам превращались в пыль.

В этот момент на сцену выходят «народы моря». Так египтяне назвали объединённые варварские племена, пиратов, волны эмигрантов и переселенцев, что хлынули на прибрежные города в поисках пропитания и легкой добычи. Первым нападению «народов моря» подвергся Египет.

Тогда дельта Нила была хорошо защищена, и «народы моря», получив отпор, двинулись дальше – разграбив один из самых богатых торговых городов, центр ключевых торговых путей всего Средиземноморья, Угарит. Следом пала Микенская Греция: богатые дворцы были разграблены подчистую, а местным жителям некуда было бежать с островов. В тот момент отмечается резкое падение численности населения региона – в греческих городах оставалось не более 10% горожан. Полностью были опустошены и уничтожены города Крита.

Спасшиеся бегством остатки местных жителей затем столетиями выживали в неплодородных горах, опасаясь спуститься на равнину.

Затем корабли «народов моря» поворачивают в Малую Азию. Всего за несколько лет уничтожается союз городов, куда входили Троя и Илион. Здесь пираты и присоединившиеся к ним беженцы находят запасы оружия и припасов, что позволяет им еще более сильным ударом уничтожить города на побережье Эгейского моря. После этого пришел черед Хеттской империи: столицу Хаттусу разграбили и сожгли, а множество других городов уничтожали один за одним. Этого удара империя не пережила и более никогда не возродилась.

Все эти годы тотального уничтожения всего и вся единственным государством, устоявшим под ударами варваров, оказался Египет. Однако и ему за это пришлось заплатить огромную цену: после армейской реформы на службу были призваны нубийцы и ливийцы, которым позволили заселить в обмен дельту Нила. Однако полное опустошение региона и других городов перестало приносить пиратам и варварам добычу. Грабить больше было некого, начались внутренние конфликты уже внутри «народов моря».

Последствия «Катастрофы бронзового века»

Этим воспользовался египетский фараон Рамзес III и в 1173 году до н.э. разбил в сражении варварские племена, уничтожил их Нильскую флотилию. На этой битве была поставлена точка в почти 30-летнем уничтожении древних государств. «Народы моря» оказались рассеяны либо перешли на оседлый образ жизни, перестали существовать Крит, ряд греческих городов, все крупные центры торговли, Хеттская империя; Ассирия и Вавилон сжались до размера нескольких захудалых городов. Была утеряна микенская письменность, а Египет, понеся чудовищные потери, больше никогда не смог восстановить былое величие.

Последствия

Во всем регионе на ближайшие 500-600 лет наступают темные века, о которых известно не очень много, так как потеря письменности и целого ряда торговых и военных империй привела к уменьшению артефактов, которые могли бы пролить свет на этот период истории. Столетия спустя потомки уничтоженных государств уже не поверят, что когда-то их предки могли строить столь величественные здания и дворцы: родится миф о Минотавре, который возвел на Крите огромный лабиринт внутри своего дворца.

История первых цивилизаций показывает нам, насколько хрупки в глобальном мире сложные торговые и финансовые связи. Стоит потерять хотя бы часть из них, как начинают рушиться элементы, на которые, казалось, не было прямого влияния утерянных частей. Также неэффективность дворцовой экономики древнего мира привела к рождению альтернативных вариантов управления хозяйством, в том числе независимым греческим полисам, римской республике и карфагенской торговой империи.

Но это уже другая история.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Текст: Владимир Лужнёв
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все