В июле долговая нагрузка увеличится на $ 1 млрд 215,0 млн и составит $ 1 млрд 533,1 млн. Суммарная нагрузка вырастает втрое, намекая на прощание в течение месяца с $ 2 млрд 107,9 млн.
Очередной отчет регулятора «Международные резервные активы и ликвидность Республики Беларусь» за июнь порадовал наступлением времени крупных платежей по долгам. Высвеченная еще в майском отчете миллиардная сумма теперь фигурирует в месячной срочности, при этом она немного пополнилась: майский прирост был заявлен как $ 1 млрд 289,2 млн, долговая нагрузка июля потяжелела почти на $ 1 млрд 235 млн. И основная тяжесть выплат – это погашение пятилетних евробондов на $ 1 млрд, остальное – просто приятное дополнение к тратам.
К сожалению, ранее вышедший отчет о состоянии ЧИА регулятора отразил значительное снижение урожайности внутреннего валютного рынка, в «закрома родины» ушло меньше ожидаемого на фоне чуть возросшей долговой нагрузки. Однако и в этом есть свой плюс. Гораздо больший урожай собрали коммерческие банки, у которых были крупные платежи по ранее взятым кредитам. И в июле после подтверждения своей платежеспособности и четкому следованию графику платежей пошел обратный процесс – получение новых займов, за счет которых можно помочь регулятору. И уже известно о размещении нового внутреннего выпуска облигаций на $ 150 млн, и Беларусбанк (на $ 204 млн) и Белинвестбанк (около $ 68 млн) уже получили синдицированные кредиты. А еще объявлена подписка на облигации для населения на $ 50 млн…
Сиюминутные расходы
По срочности до 1 месяца суммарные предстоящие платежи (в сравнении с ранее осуществленными тратами) такие:
апрель | май | июнь | переход | июль | переход | За год | |
1. Ссуды и ЦБ в инвалюте | 572,1 | 241,8 | 296,2 | -69,1 | 1 531,2 | -54,8 | 5 625,8 |
Оттоки средств | 629,1 | 412,9 | 389,2 | 13,2 | 1 544,4 | -134,6 | 6 153,2 |
Основой долг | 615,7 | 398,6 | 348,4 | 27,4 | 1 331,3 | -121,6 | 5 629,0 |
Проценты | 13,4 | 14,3 | 40,8 | -14,2 | 213,1 | -13,0 | 524,2 |
Притоки средств | 57,0 | 171,1 | 93,0 | 82,3 | 13,2 | -80,4 | 527,4 |
Основой долг | 56,7 | 170,6 | 92,6 | 82,3 | 12,8 | -79,9 | 524,6 |
Проценты | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,0 | 0,4 | -0,5 | 2,8 |
2. Агрегированные короткие и длинные позиции по форвардам и фьючерсам | 75,8 | 26,1 | 21,9 | -19,8 | 1,9 | -2,2 | 863,6 |
III. Обусловленные чистые затраты активов в инвалюте | 555,6 | 453,8 | 445,1 | 411,4 | 574,8 | -0,2 | 3 545,5 |
Гарантии с залоговым обеспечением с исполнением в течение года | 86,3 | 21,7 | 13,8 | -19,9 | 143,1 | -0,6 | 385,9 |
Другие условные обязательства | 469,3 | 432,1 | 431,3 | 431,3 | 431,7 | 0,4 | 3 159,6 |
Итого до месяца | 1 203,5 | 721,7 | 763,2 | 322,5 | 2 107,9 | -56,6 | 10 034,9 |
Без 3-й гр | 647,9 | 267,9 | 318,1 | 97,7 | 1 533,1 | -56,4 | 6 489,4 |
Июль получается самым напряженным месяцем по платежам. По критическим статьям долговая нагрузка увеличивается на $ 1 млрд 215,0 млн и составит $ 1 млрд 533,1 млн. За июнь ноша платежей потяжелела всего на $ 50,2 млн. Суммарная же нагрузка вырастает втрое, намекая на прощание в течение месяца с $ 2 млрд 107,9 млн. И здесь уже встает вопрос не на сколько будет пополнен бюджет, а в какую цену обойдутсядля него данные выплаты. Пока переговоры с МВФ и дружественным переименованным фондом (АФК ЕврАэЭС нынче зовется ЕФСР Европейский фонд стабилизации и развития) не завершились конечными договоренностями. Но уже принято решение о выделении правительством РФ кредита на $ 750 млн сроком до февраля 2025 года. То есть три четверти выплачиваемого выпуска евробондов рефинансируется и на более длительный срок. Остальное придется изыскивать на местах, что вполне по силам, в том числе за счет давно подзабытого инструмента «перезанять, чтобы переотдать». В июне подобное было не актуально.
После вполне терпимой июньской нужды проводить $ 763,2 млн, в июльском графике фигурирует сумма $ 2 млрд 107,9 млн. То есть суммарная нагрузка возрастает на $ 1 млрд 344,7 млн после июньской добавки всего на $ 41,5 млн.
Кроме роста по критическим статьям в июле «порадует» и более щадящая статья с «Условными обязательствами». По ней вместо $ 445,1 млн, теперь потребуется уже $ 574,8 млн, то есть потребуется на $ 129,3 млн больше. Но если в предыдущие месяцы по статье «Гарантии с залоговым обеспечением» проходили весьма незначительные суммы (в июне $ 13,8 млн, в мае $ 21,7 млн), то июльская ноша резко прибавила $ 129,3 млн . Другой довесок «Других условных обязательств» явных отклонений от прежних среднемесячных значений не показывает. А вот «Гарантии» могут потребовать государственного участия: здесь в оценках нужды в финансах лучше перестраховаться. То есть из общей заявленной суммы по третьей статье в $ 574,8 млн под вопросом с возможной потребностью реально расплатиться проходит сумма в $ 143,1 млн (оставшийся довесок в $ 431,7 млн на совести подведомственных предприятий, которые ранее очень хорошо справлялись с возложенной на них миссией).
По самой болезненной статье – «Ссуды и ценные бумаги в инвалюте» – в июле потребуется изыскать дополнительно к предыдущему на $ 1 млрд 235,0 млн больше (вместо выплаты $ 296,2 млн заявлено $ 1 млрд 531,2 млн). Июньская прибавка нагрузки в $ 54,4 млн уже давно забытое прошлое. В предыдущих разборах было отмечено, что долги декабря через инструмент «перезанять чтобы переотдать» были погашены к июню (в май лишь основной долг подрос на $ 77,6 млн с общим снижением по статье на $ 123,5 млн, в июнь же перебежало только $ 27,4 млн при снижении общей нагрузки на $ 69,1 млн). То есть возможно уже начался процесс перераспределения будущих долгов за счет платежей текущего периода.
При сравнении изменений нагрузки на июль с соответствующей нагрузкой в майском отчете по срочности от месяца до трех (традиционная колонка «Переход»), по данной статье набежала суммарная экономия на $ 54,2 млн. При этом выплаты по «Основному долгу» снизились на $ 121,6 млн (в июнь перебежало из прошлого $ 27,4 млн), а процентные платежи вновь снизились на $ 13,0 млн после снижения за июнь на $ 14,2 млн. Одновременно прирост поступлений наших средств по основному долгу завершен, и после роста поступлений на $ 82,3 млн образовалась недостача $ 79,8 млн.
На вторую весьма чувствительную статью «Агрегированных позиций по форвардам и фьючерсам» в июле можно не обращать внимания. По ней общая сумма выплат заявлена $ 1,9 млн, что на $ 20 млн меньше июньской. На фоне величины выплат только по евробондам ей можно просто пренебречь, списав на погрешность округления.
В Разделе «Другие активы вне ЗВР» дается традиционная расшифровка средств вне официального бюджета. За июнь общая сумма уменьшилась на $150,5 млн (с $ 532,1 млн до $ 381,3 млн) после майского пополнения на $ 68,4 млн. На 1 января имелось $ 728,9 млн и ушло по разным направлениям $ 348,6 млн для выплаты по долгам или поддержания ЗВР до нужной величины.
Основная потеря июня пришлась на статью денежных депозитов. В случае крайней нужды без трат официальных ЗВР теперь можно задействовать всего $ 116,4 млн. В июне заимствовали отсюда $ 146,9 млн после майского пополнения на $ 64,2 млн. Если месяц назад этого хватало на четверть евробондов, то теперь нет.
По второй значительной статье «Прочего золота» для возможного получения денежных средств имеется $ 236,5 млн. В последние месяцы изменение стоимости происходило по части регулирования величины стоимости официального золота путем перемещения значительных объемов из тени национального определения под свет трактовки МВФ. Даже под значительные платежи вряд ли будут продажи золота, максимум, что может быть – кратковременное получение денежных средств под передачу золота в залог. Вот только будет ли в этом нужда?..
Пока под выплату $ 1 млрд 531,2 млн только по «Ссудам и процентам» имеется:
- $ 760,0 млн кредита правительства РФ;
- $ 150,0 млн заявленного выпуска валютных облигаций;
- $ 50,0 млн заявленного выпуска облигаций для населения;
- $ 381,2 млн средств по 8 разделу;
- $ 200..400 млн урожая с внутреннего валютного рынка (в мае отдача составила примерно $ 421,1 млн, в июне в связи с помощью регулятора в деле выплаты кредитов коммерческими банками урожайность снизилась до $ 195,0 млн).
Недавнее снижение цен требует уценить «Золото» в официальных ЗВР примерно на $ 87,8 млн, сужая маневр и стоимость неофициального золота. Еще заявленные выпуски облигаций к внутреннему применению не означают их полный выкуп – по физлицам срок до декабря. По юрлицам может быть и полегче, тем более банки получили новые кредиты и часть могут потратить на благое дело. К тому же может сыграть политический фактор: показать электорату возросшие денежные возможности (и минимизировать снижение официальных ЗВР в месяц крупных трат) или разжалобить кредиторов крупным и угрожающим финансовой стабильности снижением ЗВР. Так что, скорее всего, может быть выбран компромиссный вариант: полная выплата за счет снижения величины официальных ЗВР на $ 200..400 млн. Либо что-то может перейти в август, утяжеляя пока еще его скромную долговую нагрузку (но с сохранением большей величины резервов вне официальных по трактовке МВФ).
Автор: RIORAN