Внешний долг Беларуси на фоне стран СНГ и Восточной Европы: у кого бремя тяжелее

Внешний долг Беларуси на фоне стран СНГ и Восточной Европы: у кого бремя тяжелее

Фото: hdwallpapers8k.com

За последние 10 лет валовой внешний долг Беларуси вырос намного больше, чем в любой другой стране СНГ или Восточной Европы. Хотя по сравнению с большинством восточноевропейских государств в настоящее время его относительный размер  на душу населения и в процентах к ВВП  не так велик. Однако, учитывая недостаточный объем валютных активов в стране для обслуживания внешнего долга, остро стоит вопрос о новых внешних заимствованиях. А вот здесь возникают сложности: у МВФ неприемлемые условия, а отношения с Россией снова «отравлены газом».

Валовой внешний долг Беларуси снижается второй квартал подряд и на конец III кв. 2016-го составил $37,978 млрд. Исторически максимальный его размер – $40,802 млрд – был зафиксирован в конце II кв. 2014-го. Многолетняя динамика ВВД представлена на диаграмме.

 

В рейтинге стран СНГ и Восточной Европы по абсолютному размеру валового внешнего долга Беларусь соседствует со странами ЕС Болгарией, Латвией и Литвой – меньшими, чем она, по территории и количеству населения. Хотя в целом размер ВВД, конечно, коррелирует с размером страны, развитостью и величиной ее экономики и банковской системы.

 

На максимуме сейчас валовой внешний долг находится в Армении, Грузии,Таджикистане и близок к нему в Кыргызстане и Молдове. В этих странах сейчас проходит (а в Таджикистане только начинается) период активного заимствования вместе с определенной фазой развития экономики, которую страны ЕС из Восточной Европы прошли более 15-20 лет назад, а Беларусь – в конце 2000-х. Хотя в случае с нашей страной активный рост внешнего долга был связан не только с этим.

В исторической динамике ВВД Беларуси можно выделить 4 пятилетних фазы. Наибольший прирост наблюдался с 2006-го по начало 2011-го года (третья фаза, период с III кв. 2006-го по II кв. 2011-го, 20 кварталов). В этот период Россией для нашей страны ежегодно поднимались цены на нефть и газ, из-за чего возникали известные нефтяные, газовые и прочие «войны». Для оплаты возросшего сырьевого импорта требовалось все больше валюты, которая и занималась за рубежом. За 5 лет валовой внешний долг Беларуси вырос в 6,1 раз – это фаза самого сильного прироста ВВД страны.

С 2011-го с вводом в действие соглашения между Беларусью и Россией о поставках нефти в Беларусь по внутрироссийской цене (до 2014-го – с уплатой в бюджет России экспортной пошлины), а затем, в конце этого же года, с удешевлением для нашей страны природного газа после продажи второй половины «Белтрансгаза» «Газпрому», а также с эффектом девальвации, внешний платежный баланс выровнялся, и прирост валового внешнего долга за 5 последующих лет стал на порядок меньше, чем в предыдущие 5 лет.

 

Однако в более чем половине стран региона СНГ и Восточной Европы ВВД в последние 5 лет даже сократился в долларовом эквиваленте. В России это связано с западными санкциями, ограничившими приток капитала для перекредитования, в Украине - с погашением ранее взятых долгов при выводе капитала из страны и недостаточным притоком нового на фоне известных событий. А в странах ЕС из Восточной Европы это, в основном, связано с ослаблением евро, а с ним – долларовым удешевлением €-активов, в которых там и формируется валовой внешний долг. Хотя 4 страны ЕС – Венгрия. Хорватия, Румыния, Болгария – снизили свой ВВД и в евро.

На этом фоне незначительный, казалось бы, прирост ВВД Беларуси в четвертой 5-летней фазе (III кв. 2011-го – III кв. 2016-го, 21 квартал, то есть чуть более 5 лет) на 14,7% оказывается не таким уж и малым.

 

Если же смотреть за две последние выделенные пятилетние фазы динамики, то прирост валового внешнего долга Беларуси – самый значительный: за чуть более 10 лет (период III кв. 2006-го – III кв. 2016-го) он вырос на 602%, то есть в 7 раз!

 

Соответственно, вырос и показатель ВВД на душу населения: 10 лет назад он был менее 600 $/чел., 5 лет назад – уже 3 500 $/чел, а на сегодняшний момент (конец III кв. 2016-го) – почти 4 000 $/чел. Максимум фиксировался в середине 2014-го – 4 310 $/чел.

Однако тогда, в середине 2014-го, на максимуме показателя, подушевой валовый внутренний продукт был сопоставим с семью средними месячными зарплатами в стране, а сейчас – с одиннадцатью.

 

Но несмотря на такой сильный рост валового внешнего долга за 10 лет, подушевая внешнедолговая нагрузка в Беларуси номинально – одна из самых небольших среди стран СНГ и Восточной Европы. Наименьшая же – в Таджикистане, Кыргызстане и Молдове, где в экономике и банковско-финансовом секторе пока не созданы требуемые условия для значительных внешних заимствований и инвестиций. Как и в Украине, особенно в последнее время по понятным причинам. А наибольшая – в самых малых восточноевропейских странах ЕС – Словении, Латвии и Эстонии.

 

Еще один важный показатель – отношение ВВД к размеру экономики, к номинальному валовому внутреннему продукту страны, его долларовому эквиваленту (ВВД/ВВП). Годовой ВВП Беларуси за последние 4 квартала (период IV кв. 2015-го – III кв. 2016-го) – $48,34 млрд по второй оценке Белстата по среднему курсу за этот период от Нацбанка.

Здесь же у нашей страны в настоящее время самый плохой результат за всю историю: из-за сокращения экономики показатель ВВД/ВВП на конец III квартала 2016-го достиг рекордной величины в 79,3%, хотя еще 2 года назад был немногим более 50%, а прежний максимум (после падения ВВП в долларовом эквиваленте из-за девальвации 2011-го) составлял 70%.

 

Хотя в сравнении с некоторыми странами СНГ и Восточной Европы у Беларуси далеко не худший показатель, но в целом он уже не сильно отличается, как раньше: уже выше, чем в Польше, Чехии и Болгарии, а ведь совсем недавно был меньше, чем там.

Наибольший – в Латвии, за счет банковского сектора: нерезиденты хранят в этой небольшой «балтийской Швейцарии» сумму, превышающую ВВП страны. Второй по величине показатель Украины сформировался из-за сильного падения тамошнего валового внутреннего продукта в долларовом эквиваленте после сильной девальвации гривны в 2014-15 годах. При том, что сам внешний долг там даже сократился.

С ростом $-эквивалента ВВП, который в стране уже начинается, показатель ВВД/ВВП будет улучшаться. В Венгрии и Казахстане высокий валовой внешний долг образовался значительными инвестиционными вливаниями. В этих странах доля межфирменного кредитования (прямых инвестиций, являющихся составной частью ВВД) – самая большая из всех стран СНГ и Восточной Европы, а по абсолютной величине больше только в более крупных экономиках Польши, России и Чехии. В Казахстане инвестиции пошли в нефтегазовый сектор (вложения крупнейших мировых компаний), в Венгрии – в обрабатывающую промышленность, еще с начала 1990-х годов.

Самая же низкая внешнедолговая нагрузка на экономику – в России, а из стран ЕС – в Румынии. И если в России ВВД/ВВП всегда был самым лучшим (там  хватает денег от экспорта углеводородного и прочего сырья) то в Румынии он улучшился до сегодняшнего значения в последние 3 года (раньше этот показатель был намного хуже белорусского, сейчас – наоборот).

 

Таким образом, по таким относительным показателям, как ВВД на душу населения и ВВД/ВВП, Беларусь не является излишне закредитованной страной, и место для новых заимствований имеется. Мало того, они необходимы, как минимум, для рефинансирования ранее взятых займов.

Тем более учитывая сегодняшнее состояние валютных резервов, которых явно недостаточно для стабильного обслуживания валютных долгов – не только внешних, но и внутренних. Ведь в течение ближайшего года (начиная с IV кв. 2016-го) выплаты по внешнему долгу составят $14,4 млрд а объем всех имеющихся внешних валютных активов (требований к нерезидентам) в банковской системе на 1 января 2017-го - $6,84 млрд.

Но не менее важны и условия внешних заимствований: одно дело когда они идут под низкий процент (как в ЕС) и на длительный период (или, как минимум, с несложным их рефинансированием), другое – на короткий срок и под большой процент. Разница в расходах по обслуживанию таких заимствований – существенная, и может различаться на порядок.

Беларусь не может, из-за своего низкого кредитного рейтинга, взять на хороших условиях в долг на рынке финансового капитала. И лучшее, что имеется «на горизонте» – это кредит Международного валютного фонда. Однако условия, предъявляемые МВФ заемщику, Беларусь не устраивают. Раньше всегда выручала деньгами Россия. Но и здесь появились труднопреодолимые проблемы: отношения испорчены газовым долгом, да и сама Россия «уже не та»: из-за падения цен на углеводороды и другое сырье там недосчитываются десятков, и даже сотен миллиардов долларов в год (экспорт в 2013-м был $520 млрд, в 2016-м – $270 млрд, а годовое сальдо внешней торговли снизилось на $100 млрд – с $+180 млрд до $+80 млрд).

Так что низкие внешнедолговые показатели Беларуси, на самом деле, уже граничны, учитывая недостаточность валютных активов относительно предстоящих выплат по ВВД.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Текст: Максим СЕРЕДА
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все