Валютный баланс Беларуси в январе стал хуже на 337 млн долларов

Валютный баланс Беларуси в январе стал хуже на 337 млн долларов

Объем требований к нерезидентам банковской системы Беларуси составил в конце января $6,491 млрд. Внешних же, перед нерезидентами, обязательств – больше, $7,188 млрд. Таким образом, чистые иностранные активы отрицательные – $-697 млн. За месяц «минус» увеличился на $252 млн (на 44,8%).

С учетом же внутренних обязательств банковской системы (перед населением и юрлицами-резидентами), сумма которых на конец января $11,893 млрд, иностранных активов меньше совокупных валютных обязательств (внешних и внутренних, которых суммарно 19,081 млрд) на $12,590 млрд. В конце декабря было $-12,253 млрд.

Таким образом, за месяц и так огромная отрицательная валютная позиция ухудшилась на $337 млн. Активов меньше обязательств на 66,0%, месяц назад показатель равнялся 64,2%. Налицо – ухудшение. При том, что за 2016-й валютная позиция и этот процент разрыва активов и обязательств заметно улучшились (в начале 2016-го было более 73%).

Иностранные активы банковской системы – требования к нерезидентам: за январь их стало меньше на $351 млн

Объем валовых внешних иностранных активов – требований к нерезидентам банковской системы Беларуси, которые состоят из иностранной валюты, кредитов нерезидентам, зарубежных депозитов, иностранных ценных бумаг, СДР МВФ и золота, составил в конце января 2017-го $6,491 млрд, снизившись за месяц на $351 млн (-5,1%).

При этом выросли иностранные активы у Нацбанка (на $126 млн, +2,6%), где они формируют золотовалютные резервы, но сильно упали в системе коммерческих банков (на $485 млн, -24,2%).

Наибольший прирост активов у Нацбанка зафиксирован в строке «кредиты»: кому-то из нерезидентов были одолжены деньги (рост по этой позиции – с $326 млн до $638 млн). А наибольшее падение отмечено в строке «монетарное золото».

В системе коммерческих банков самые большие снижения – в строках «депозиты» (сократился объем средств белорусских банков на счетах за рубежом с $1,180 млрд до $919 млн) и «кредиты» (долг нерезидентов перед белорусскими банками упал с $274 млн до $67 млн).

Наиболее значительный объем требований нерезидентам, то есть, по сути, иностранной валюты, находящейся в распоряжении банковской системы Беларуси, был в 2012-м (среднегодовое значение – $11,886 млрд), и сформировался, прежде всего, продажей второй половины национальной газотранспортной системы «Газпрому» за $2,5 млрд (весь «Белтрансгаз» был оценен в $5 млрд). Деньги поступили в конце 2011-го и резко увеличили тогда объем иностранных активов (с $7,519 млрд в конце октября до $10,217 млрд в конце ноября).

Это означало окончательное прекращение валютного кризиса 2011-го, и «перелившееся» в валюту население Беларуси снова доверило свои сбережения банковской системе: с октября 2011-го по июнь 2012-го остатки средств физлиц на депозитах в иностранной валюте выросли на $1,2 млрд, а по конец 2012-го – на $2,2 млрд..

Кроме того, значительные валютные поступления пошли с начала 2012-го с введением особой схемы экспорта нефтепродуктов, при которой не нужно было уплачивать экспортную пошлину в российский бюджет: действовавшая все I полугодие 2012-го, она дополнительно принесла стране $1,5 млрд – именно такую сумму требовала Россия возместить за то, что под видом растворителей и смазочных материалов за рубеж поставлялись миллионы тонн российских нефтепродуктов, за что надо было перечислять ей пошлину.

Все это вместе (продажа «Белтрансгаза», приток валюты от населения, экспорт нефтепродуктов под видом растворителей) привело к тому, что в стране (в банковской системе) стало как никогда много иностранных активов, исчез дефицит валюты, который был в 2011-м, да и всегда в Беларуси. Исторически максимальный объем требований к нерезидентам зафиксирован в конце июля 2012-го – $13,290 млрд. Это больше, чем было в конце кризиса (до продажи «Белтрансгаза»), на $5,5 млрд. «Проедание» их длилось 2 года.

Иностранные обязательства банковской системы – перед нерезидентами: за январь – минус $99 млн

Обязательства банковской системы перед нерезидентами – это полностью инвалютные обязательства в виде задолженности по кредитам из-за рубежа, депозитов нерезидентов в отечественной банковской системе, отечественных ценных бумаг на руках у нерезидентов, то есть внешние валютные долги.

Объем совокупных (Нацбанка и коммерческих банков) внешних обязательств на конец января 2017-го составил $7,188 млрд, что меньше, чем было месяц назад, на $99 млн.

У Нацбанка внешние обязательства выросли (на $27 млн, +1,8%, рост – по всем позициям), в то время как у коммерческих банков – снизились (на $137 млн, -2,4%, наибольшее падение – в строке «кредиты»: банки расплачивались по внешним займам).

По внешним обязательствам банковской системы Беларуси было 2 периода их роста, которые закончивались пиковым их объемом – 2010-11 годы и 2013-й год.

Первый начался с сентября 2010-го: нужны были деньги для доведения средней зарплаты до $500, а затем, в 2011-м – для удовлетворения усилившегося в начале года спроса на иностранную валюту после того, как был осуществлен этот план «$500». Закончилось все, как известно, знаменитым валютно-финансовым кризисом 2011-го.

Второй период наращивания внешних обязательств пошел после того, как в 2012-м банковской системой был выплачен большой объем таких долгов – валюты тогда, как выше сказано, было для этого достаточно. Рост длился весь 2013-й, а в 2014-м объем внешних обязательств стабилизировался. Однако в конце 2014-го снова потребовалась валюта – уже на период валютной паники в декабре, которая, как известно, закончилась девальвацией Br-рубля. Тогда же был достигнут и исторический максимум обязательств перед нерезидентами – $9,560 млрд.

Но в целом уже несколько лет видна тенденция снижения накопленной ранее внешней задолженности банковской системы Беларуси.

Чистые иностранные активы банковской системы: в январе «минус» увеличился на $252 млн – на 44,8%

Разница между валовыми иностранными активами – требованиями к нерезидентам и внешними, перед нерезидентами, обязательствами – представляет собой сумму чистых иностранных активов (ЧИА). В последние годы ЧИА отрицательные (внешних обязательств больше, чем иностранных активов), и на конец января 2017-го они составили $-697 млн.

За январь ЧИА банковской системы увеличили свой «минус» на $252 млн, в том числе ЧИА Нацбанка улучшились на $99 млн (после трех подряд месяцев падения), а ЧИА коммерческих банков – ухудшились на $348 млн (после пяти подряд месяцев роста).

Плюсовые ЧИА были в периоды достаточного, бездефицитного объема иностранных активов в банковской системе (как в 2012-м) или малых внешних обязательств (до 2010-го). Исторический максимум ЧИА зафиксирован в июле 2012-го – месяц исторического же пика объема валовых иностранных активов банковской системы.

Последующее же накопление внешних обязательств (вышеуказанный приток денег из-за рубежа в 2013-м) при одновременном уменьшении иностранных активов («проедание» их – и тех, что были накоплены в 2012-м, и новых кредитов) привело к резкому падению ЧИА. Через год после максимума они вошли в минусовую зону, где находятся по сей день уже более трех лет.

Подобное происходило и в 2010-11 годы: в мае 2011-го, в самый разгар кризиса 2011-го, было первое «дно» ЧИА, а в декабре 2014-го – второе, ставшее историческим минимумом ($-3,323 млрд). На эту сумму внешние обязательства банковской системы (видимо, полностью инвалютные) тогда превысили объем имеющихся в банковской системе инвалютных активов.

ЧИА Нацбанка – только положительные, коммерческих банков – только отрицательные. Нацбанк главную часть своих валютных активов (в т. ч. ЗВР) создал внутренними, а не внешними, заимствованиями (в том числе – СВОП-приобретением валюты у банков), и поэтому внешних обязательств у него мало. А  коммерческие банки, наоборот, занимают много денег за рубежом, которые затем меняют на Br-рубли для Br-кредитования или выдают в валютный кредит, оставляя в своем распоряжении небольшой объем иностранных активов при увеличившемся после заимствования объеме внешней задолженности.

Внутренние обязательства банковской системы в иностранной валюте: за январь – рост на $84 млн

Банковская система имеет валютные обязательства не только внешние, перед нерезидентами, но и перед резидентами – внутренние. Это депозиты физ- и юрлиц в иностранной валюте (переводные и срочные), ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте, депозиты в драгоценных бумагах, что в целом составляет иностранную (инвалютную) денежную массу.

Объем внутренних инвалютных обязательств на конец января 2017-го – $11,893 млрд. За месяц их стало больше на $84 млн.

Исторически рекордный объем был в августе 2015-го – $13,023 млрд, и с тех пор, в основном,  снижается. Главным образом, благодаря уменьшению остатков средств населения на срочных депозитах в иностранной валюте.

Совокупные обязательства банковской системы в иностранной валюте: за январь – рост на $84 млн

Объем внутренних инвалютных обязательств на конец января 2017-го – $11,893 млрд, внешних, перед нерезидентами – $7,188 млрд (внутренних больше, чем внешних, на 65,5%). А в сумме совокупные обязательства банковской системы Беларуси в иностранной валюте составили на этот момент $19,081 млрд.

За месяц их стало меньше на $15 млн: как выше сказано, внешние сократились на $99 млн, внутренние – увеличились на $84 млн.

Общие валютные обязательства росли до 2014-го года: до 2011-го – и внешние и внутренние, в 2011-12 гг – только внутренние, в то время как внешние снижались, в 2013-м – снова и первые и вторые. К середине 2014-го рост был только на валютных депозитах резидентов, тогда как перед нерезидентами обязательства расти прекратили. И после этого тенденция сменилась на обратную: совокупные инвалютные обязательства начали снижаться (за счет падения в секторе внешних обязательств).

Правда, в декабре 2014-го произошел скачок совокупных инвалютных обязательств (как выше сказано, потребовались деньги из-за рубежа для удовлетворения панически возросшего объема скупки валюты). Он привел к созданию исторически максимальной их суммы – $22,1 млрд. После этого падение ускорилось: к падающей динамике внешних обязательств добавилась такая же по внутренним, а именно – сокращение валютных вкладов физлиц.

Чистая валютная позиция банковской системы: за январь «минус» вырос на $336 млн, разрыв – до 66%

Итак, валовых иностранных активов (требований к нерезидентам) в банковской системе Беларуси на конец января 2017-го – $6,491 млрд, а ее совокупных инвалютных обязательств на этот же момент – $19,081 млрд. Чистая валютная позиция, таким образом, $-12,590 млрд.

За месяц и так сильно минусовая чистая валютная позиция ухудшилась на $336 млн.

Активов меньше обязательств на 66,0%. В прошлом месяце было чуть лучше – 64,2%. Худшие проценты были в самые тяжелые, кризисные времена, лучшие, наоборот, в пиковые периоды развития.

Разница между валовыми иностранными активами (требованиями к нерезидентам) и совокупными инвалютными обязательствами, то есть между тем, что есть в наличии и тем, сколько заимствовали, составляющая сейчас $12,590 млрд – не что иное как выданная в кредит валюта внутри страны. Задолженность клиентов-резидентов перед банковской системой – как раз примерно такая сумма.

С одной стороны, это показывает равновесие – с учетом внутренних требований в иностранной валюте активы банковской системы полностью покрывают свои инвалютные обязательства. Но с другой, возврат такой огромной суммы внутренней задолженности резидентов перед банками (более $12 млрд, что превышает внешнюю в 1,8 раз) в условиях отрицательного сальдо платежного баланса не только затруднителен, но и может быть частично невозможен (вспомним неподъемные валютные долги, например, «Гомсельмаша»). Ведь на валютных депозитах юрлиц лежит всего лишь $3,19 млрд.

Кроме того, много валюты требуется для обслуживания небанковского внешнего долга: валовой внешний долг Беларуси на конец III квартала 2016-го – $37,98 млрд, а без банковского – $31,49 млрд.

Отношение валовых иностранных активов (требований к нерезидентам) к совокупным (внешним и внутренним) обязательствам в инвалюте у Беларуси – самое плохое из стран ТС, единственное минусовое.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Текст: Максим СЕРЕДА, фото: Владимир СТАТКЕВИЧ
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все