Строительная отрасль: где дно?

Строительная отрасль: где дно?

Если в отношении крупнейших промышленных предприятий приняты меры, направленные на стабилизацию финансово-экономического состояния, то в отношении подрядных организаций предложений по решению имеющихся проблемных вопросов пока нет. А.Кобяков, 15.07.2015 г.

Последние 20 лет строительная отрасль республики Беларусь была зоной повышенного государственного интереса, высоких заработков, активной работы как отечественных, так и иностранных частных организаций. Мы ей гордились.

В основе этого лежала низкая обеспеченность граждан жильем, невысокое качество построенных в советские времена квартир, а также кажущаяся простота стимулирования экономического роста за счет эмиссионного финансирования строительства.

Всё было прекрасно, мы дружно “заготовляли рога и копыта”. Правда, иногда закрадывалась мысль: может быть что-то не так? Если мы сначала собираем деньги со всей экономики, а потом раздаем некоторой части населения в виде “льготных” квартир? Но сомнения эти рассеивались вместе с отличными показателями роста введенных домов, освоенных госинвестиций и благодарности населения за проявляемую заботу.

Граждане правдами и неправдами строили себе “бесплатные метры” и просили еще. В финансово благополучные времена темпы роста были грандиозны!

Сказка кончилась вместе с окончанием эпохи нефтяного изобилия в России. Показав уязвимость и неустойчивость самой экономической модели, упали зарплаты во всей экономике, сузились возможности бюджета по стимулированию строительства.

План 2015 года предусматривал строительства 5 млн.кв.м., но уже в июле стало понятно, что эта цифра не более чем благое пожелание. Государственная программа пересмотрена. Сейчас она предполагает строительство лишь 4 млн. кв.м.

Этот показатель необходимо сравнивать с 6,6 млн.кв.м., введенных в выборном 2010 году, а также со средним вводом жилья в советские времена – около 6 млн. кв.м.

Итог: мы строим на 40% меньше, чем пять лет назад и на 33% меньше, чем в советские времена.

Стоит также вспомнить программу развития строительного комплекса Республики Беларусь, которая предусматривала достижение еще в 2010-2012 г.г. показателя в 10 млн.кв.м. в год. Под эту цифру были спланированы ресурсы, инвестиции, персонал. И эта цифра недовыполнена на 60%!

На уровне компаний такая динамика уже привела к глубоким кризисным явлениям. Основные характеристики - недозагруженность мощностей и огромные проблемы с расчетами за выполненные работы. Такое положение дел, в свою очередь, приводит к необходимости сокращения персонала, привлечения кредитов на выплату зарплаты (под спекулятивные ставки), и, в конечном счете, к убыточности ведения деятельности.

На уровне отдельного сотрудника произошло снижение зарплат. Если лет 5 назад строители “воротили нос” от зарплат в 1000$ в месяц, то сегодня и 500-600$ - уже причина держаться за свое место, потому что вакансий на рынке практически нет.

Пример: если до нового 2015 года по определенному виду работ средняя расценка составляла 130 тыс. руб. за 1 м.кв. (с учетом налогов) или 12$, то сегодня за ту же работу предлагают 80 тыс. руб. или 5,5 $, и стоит очередь из желающих потрудиться.

В экономических кризисах нет ничего нового или ужасного. На протяжении экономической истории их было уже сотни. Глубоких и не очень. Локальных и глобальных. Понятны их причины, динамика, выработаны способы преодоления.

Проблема для рядовых граждан Беларуси состоит в финансовой ответственности за принимаемые государством неудачные решения. Если бы цементные заводы или крупные стройтресты находились в частных руках, их неудачи несли бы угрозу лишь их владельцам. В нашей же ситуации за стратегические промахи власти придется снова ответить рядовому населению.

Иллюстрацией такой ответственности является ситуация с цементными заводами. Под гарантии правительства была проведена их модернизация за счет китайских кредитов, наращены мощности (с прицелом на российский рынок). Бизнес-планы были утверждены на самом высоком уровне. В результате продукция заводов, в условиях сузившегося российского рынка, не конкурента по цене, спрос на цемент внутри Беларуси в несколько раз меньше увеличенной мощности заводов. Возврат кредитов переложен на плечи правительства (то есть населения), вырабатываются “нестандартные” решения типа строительства бетонной МКАД-2 (естественно за наш с вами счет) в попытках загрузить заводы. Эта история уже стоит нам несколько сот миллионов долларов. После принятия решений о спасении промышленных гигантов (снова на 90% за счет государства) ценой в $1 млрд, страшно подумать, во сколько нам обойдется решение проблем строительной отрасли, если, конечно, мы попробуем сохранить рабочие места. Выбор традиционен: или безработица, или инфляция и продолжение обнищания населения.

 

Что дальше?

Стратегические решения о развитии строительной отрасли стоит принимать, основываясь на прогнозах среднесрочного развития экономики в целом. С моей точки зрения, в трехлетней перспективе:

  • нет никаких причин предполагать значительный рост доходов рядовых граждан и, как следствие, увеличения спроса на коммерческое жилье;
  • невозможно прогнозировать достаточное увеличение доходов бюджета, способное сформировать возможности увеличения строительства жилья “с господдержкой”;
  • российский рынок, на котором мы обладали ценовым преимуществом, потерян.

Исходя из этих предпосылок, нас ожидает (в лучшем случае) стабилизация спроса на сегодняшнем низком уровне и дальнейшее развитие кризисных явлений до тех пор, пока производственные мощности и количество занятых в отрасли не придет в соответствие с существующим (и прогнозируемым) спросом. Думаю, что большую часть пути мы уже прошли.

Стратегическая же перспектива отрасли жилищного строительства (и строительства вообще) состоит в развитии ипотечного кредитования. Во всем мире это одна из мощнейших отраслей финансирования и один из надежнейших способов инвестирования капитала. 30-летние ипотечные кредиты под 3-4% годовых для всех работающих белорусских граждан выглядят сегодня абсолютной фантастикой, но являются наработанной стандартной практикой для большинства европейских стран.

Безусловно, развитие ипотечных программ возможно лишь при проведении экономических реформ, направленных на:

  • снижение инфляции до уровня единиц процентов;
  • открытие финансовой системы страны и формирование финансового рынка;
  • массовую приватизацию, в том числе и всех (!) строительных предприятий;
  • совершенствование законодательства.

Это длинный и трудный путь. Но результатам этих действий должна стать возможность работающему гражданину приобрести в ипотеку 80-ти метровую квартиру стоимостью около $120 тысяч, выплачивая за нее около 600$ в месяц из 2000$ семейного месячного дохода.

В этих условиях строительная отрасль Беларуси вполне способна строить 7-8 млн.кв.м. нового качественного жилья в год, обеспечивая существенный (около 8-10%) вклад в ВВП страны.

Александр Кнырович специально для Myfin.by


Предыдущие статьи рубрики «Экономика наизнанку»:

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus