Сложная ситуация в мире повлияла не только на продажи легковых автомобилей, но и на рынок коммерческого автотранспорта. Европейские бренды российской сборки, за исключением некоторых марок, сегодня практически недоступны, и, как утверждают автомобильные эксперты, надежд на изменение к лучшему пока нет. Разбираемся, какие авто коммерческого сегмента все еще можно найти в Беларуси.
ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ, МАЗ и новые китайские бренды
Авто от брендов из ЕС европейской сборки, вследствие разрыва логистических цепочек и нехватки комплектующих, доступны к поставке в Беларусь лишь под заказ. При этом стандартное время ожидания составляет от 3 до 6 месяцев. Аналогичные проблемы испытывают представители корейских и китайских брендов, при этом время поставки – до 2 до 3 месяцев. Отдельные автомобили из модельного ряда азиатских брендов не доступны вообще.
Сегодня имеются в наличии и доступны к заказу автомобили российских брендов ГАЗ, УАЗ и КАМАЗ.
У компании «БелГАЗавтосервис», официального дистрибьютора ГАЗ в Беларуси, в наличии на складе более 300 автомобилей. Коммерческие автомобили МАЗ планируются к поставке в Беларусь в 3-4 квартале 2022 года, однако для заказа требуется предоплата 90-100%.
По прогнозам экспертов, рынок коммерческих автомобилей будет продолжать уменьшаться, при этом в приоритете будут такие российские производители, как ГАЗ и УАЗ. Если в 2021 году продажи коммерческого автотранспорта в нашей стране составили 5620 автомобилей, то за 5 месяцев 2022 года, по данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), реализовано лишь 1306 коммерческих автомобилей. Эксперты прогнозируют, что в конце 2022 года общее количество коммерческого автотранспорта в Беларуси составит порядка 2000-2200 единиц.

В августе – сентябре 2022 года ожидается выход на белорусский рынок двух новых китайских брендов коммерческих авто — Foton и Wolv. По мнению экспертов, задача вывода на рынок новых китайских авто будет непростой – потребуются затраты на ребрендинг существующих автосалонов, крупные рекламные компании, и самая главная задача — преодолеть недоверие покупателей к новым китайским брендам.
В первые пять месяцев 2022 года, согласно внутренней статистике БАА, по объемам продаж в сегменте коммерческого автотранспорта – легких коммерческих авто и микроавтобусов – лидирует продукция ОАО «ГАЗ». Грузовики, фургоны и микроавтобусы с узнаваемым оленем на решетке радиатора продавались и в январе – феврале, и в марте – мае текущего года, а всего за этот период было продано 674 машины.
Не последнюю роль в этом сыграли доступные цены, наличие версий с экономичными турбодизельными силовыми агрегатами и, конечно же, популярное у белорусских покупателей семейство ГАЗель Next, в котором немало коммерческих автомобилей с полной массой до 3500 кг, не требующих дополнительной оплаты за дороги. Но можно ли стать обладателем подобных машин в июне – июле, в условиях больших вопросов с поставками новых автомобилей?

Руководитель маркетинга компании «Белгазавтосервис» Андрей Провоторов отмечает, что пока на складах у белорусских дилеров в наличии еще есть запасы новых автомобилей с различными типами кузовов и силовых агрегатов.
В то время когда автомобильное интернет-сообщество бурно обсуждает, какими могут стать российские машины без импортных комплектующих, у белорусских дилеров «ГАЗ» все еще реально приобрести шасси, грузовики, ЦМТ фургоны и микроавтобусы с ABS, круиз-контролем, предпусковым подогревателем, экономичными турбодизелями ISF, соответствующие нормам Euro-5.
В отделе продаж «Белгазавтосервис» отметили, что на данный момент покупателям доступны следующие модели ГАЗ:
- Бортовой автомобиль с однорядной кабиной ГАЗ A21R32 семейства ГАЗель NEXT с упомянутым выше 149-сильным турбодизелем и полной массой в 3 500 кг;
- Цельнометаллический грузовой фургон ГАЗ А31R32 семейства ГАЗель NEXT с аналогичным силовым агрегатом;
- 20-местный микроавтобус ГАЗ А65R52.
Цены на указанные выше модели варьируются от 100 000 до 136 000 рублей.
Новинка на автомобильном рынке Беларуси — Валдай NEXT
В начале 2022 года большинство продавцов коммерческих автомобилей подняли цены от 30 до 100%. Если анализировать предложения официальных дистрибьюторов, то, по внутренним данным БАА, в мае 2022 года ГАЗ реализовал в Беларуси 120 автомобилей (94 LCV и 26 MCV), УАЗ – 31, Citroen – 14, Ford – 11, Volkswagen – 8, Peugeot – 4 и Opel – 2. Всего продано лишь 190 единиц автотранспорта.

ГАЗ оказался единственным брендом, который в такое сложное время, в мае 2022 года, вывел на коммерческий рынок Беларуси новинку – современный городской грузовик Валдай NEXT. Сконструированный на шасси грузовик массой 8,7 тонн, среднетоннажный Валдай NEXT отличается впечатляющей выносливостью. Благодаря бескапотной компоновке новый грузовой автомобиль обладает повышенной маневренностью в городе, а объем перевозимого груза вырос на 5 м3. Модель вынослива, маневренна и экономична, минимальный радиус разворота от 6,2.
Кредитование – неподъемно, поэтому берут авто в лизинг
Сегодня коммерческие автомобили большинства брендов в основном и продаются только в лизинг, случаи же покупки за собственные средства – единичные. При этом лишь считаные лизинговые компании предлагают лизинг в белорусских рублях. А один из крупных лизинговых игроков «РЕСО-БелЛизинг» и вовсе покинул белорусский рынок. Кредитные проекты же на данный момент просто неподъемны для юридических лиц в силу высоких ставок и других условий.
Востребованность лизинговых программ понятна. С одной стороны, покупка нового коммерческого автомобиля в лизинг не требует от покупателя выплаты сразу всей стоимости машины из собственных средств и не отвлекает значительные денежные средства из оборота, с другой – все последующие платежи лизинговой компании юридическое лицо будет относить на затраты предприятия, снижая тем самым налогооблагаемую прибыль.
При этом не стоит забывать, что новый коммерческий автомобиль, приобретенный в лизинг без серьезных трат со стороны покупателя, сразу после приобретения может зарабатывать на себя сам.

По информации отдела продаж «Белгазавтосервис», дилер предлагает один из наиболее комфортных вариантов лизингового финансирования для приобретения новой коммерческой техники.
– Даже в нынешней непростой ситуации мы сотрудничаем сразу с несколькими известными лизинговыми компаниями, такими как «Интеллект-Лизинг», «АктивЛизинг», «АСБ Лизинг», «Лизинг МТБанк», «Микролизинг». Это дает белорусам широкие возможности для маневра и в части выбора размера минимального аванса (от 10%), и в части выбора срока лизинга (от 1 года до 3 лет), и в части лизинговой ставки (от 0,0001%).
К слову, последняя пользуется особо высокой популярностью у покупателей. Учитывая размер ставки по лизингу в 0,0001%, покупка в этом случае по факту осуществляется практически в рассрочку – необходимо лишь узнать размер аванса и величину ежемесячного платежа.