Как связаны технологии и жесткая конкуренция?
Информационные технологии уже во всех сферах экономики. С одной стороны, с каждым днем повышается уровень автоматизации и ускоряется обмен данными, что открывает много возможностей для бизнеса. С другой, это ведет к росту конкуренции, ситуация на рынке становится все более сложной и динамичной. В итоге, банки (да и другие компании) вынуждены работать в условиях довольно низкой маржи. И здесь на первый план выходит повышение собственной эффективности: необходимо тщательно планировать развитие компании и оперативно принимать оптимальные управленческие решения.
И как в такой ситуации не просто остаться в бизнесе, но еще и устойчиво развиваться?
По этой причине крупные и уже даже средние предприятия активно внедряют программные продукты для повышения эффективности и поиска возможностей оптимизации цепочки ценности, что помогает обеспечить устойчивый рост. Особенно ярко это проявляется в банках, которые все больше зависят от технологий. Они, по сути, превращаются в IT-компании, а их IT-инфраструктура становится основой бизнеса.
О каких инструментах речь? Как именно они помогают в работе?
Инструменты аналитики. Современные предприятия имеют развитую IT-инфраструктуру, которая генерирует большие массивы данных: о продажах, клиентах, эффективности рекламных каналов, продуктивности сотрудников и прочее.
Одним из таких инструментов является SAP Profitability and Performance Management (PaPM). Изначально решение было разработано для финансовых институтов (банков и страховых компаний) и позволяло рассчитывать денежный поток, управлять рисками, проводить трансфертное ценообразование. Оно помогает банкам обнаружить утечки маржи, выявить драйверы прибыльности и определять финансовые риски.
PaPM может использоваться для решения нескольких бизнес-задач:
- Планирование и оптимизация прибыли, поиск утечек маржи
- Операционное и финансовое моделирование
- Развитие компании в конкурентной среде
Звучит красиво, но немного абстрактно. Можно ли привести пример из практики?
Допустим, у банка несколько продуктов, эффективность которых уже посчитана планово-экономическим отделом. В первом приближении всё выглядит неплохо.
Представим, что благодаря инструменту аналитики у нас появилась возможность детализировать маржу для каждого конкретного клиента в разрезе продукта. Мы видим, что 10% пользователей отдельного продукта для банка являются убыточными. Далее следует принять управленческое решение, как улучшить показатели прибыльности. Возможно, имеет смысл скорректировать условия предложения или стимулировать таких пользователей перейти на иной продукт. Все эти сценарии можно оперативно смоделировать средствами PaPM.
Вы упомянули, что компании генерируют большой объем данных, но ведь часто они хранятся в разрозненных источниках, которые не связаны друг с другом. К тому же, сам анализ, наверняка, отнимает много времени?
Если мы говорим о PaPM, то вычислительные мощности решения обеспечиваются базой данных SAP HANA, что позволяет обрабатывать сотни миллионов записей в приемлемое время.
Что касается работы с разными источниками, решение поддерживает возможность загрузки данных из множественных источников. Архитектурно продукт базируется на БД HANA и встроенном хранилище данных, что предоставляет полноценные инструменты для загрузки и обработки данных из разных источников. Так что запуск решения не отнимает много времени.
Внедрение инфраструктурных IT-решений не ассоциируется со скоростью или простотой, о которой вы говорите. Почему вы уверены, что это просто?
Быстрое внедрение PaPM и гибкое развитие модели расчета достигается благодаря нескольким факторам:
Во-вторых, подход к внедрению. Полную имплементацию можно провести силами бизнес-аналитика, который самостоятельно настроит расчеты и сразу же увидит результат работы заданных функций. Проще говоря, не нужно привлекать программиста и ставить ему задачи.
Бизнес-аналитик также может закладывает в модель параметры для сценарного анализа, выстраивать последовательность расчета, маршруты обработки нераспределенных данных, выполнять симуляции и так далее.
По сути, мы говорим о том, что аналитическое решение позволяет не просто взять под контроль все аспекты банковского бизнеса, но и повысить его эффективность.
Подробнее об этом Андрей Островский расскажет на конференции «БанкИТ’2019», которая пойдет с 22 по 24 октября в «Президент-отеле», где он выступит с докладом «Эффективный бизнес без утечек маржи: цифровое управление эффективностью и рентабельностью банка».