До конца 2012 года осталось меньше месяца, а ставка рефинансирования Нацбанка по-прежнему держится на уровне 30%. Очевидно, что запланированный на конец текущего года показатель СР, который должен, согласно прогнозам, составить 20-23%, выполнен не будет. Об этом в свое время заявил Нацбанк, однако ранее прогнозы регулятора звучали несколько оптимистичнее.
Еще в сентябре глава правления НББ Надежда Ермакова сообщила, что к концу года ставка рефинасирования снизится до 25- 26% годовых с текущих 30% годовых. Однако к концу осени Нацбанкначал смотреть на вещи реалистичнее. Так в ноябре глава правления НББ Надежда Ермакова заявила, что на сегодняшний день в республике сложилась такая ситуация, что снижать СР нет никакой возможности и более того – в этом нет смысла. Председатель Нацбанка добавила, что инфляция в Беларуси находится в рамках, предусмотренных прогнозными показателями, а снижение ставки рефинансирования никак не отразится на возможном изменении процентов на рынках кредитов и вкладов.
Перспективы дальнейшего снижения ставки рефинансирования Надежда Ермакова обозначила туманно, заявив, что «все будет зависеть от ситуации, складывающейся в отечественной экономике». В октябре глава НББ не исключала, что если будет необходимо ужесточить денежно-кредитную политику, то ставку рефинансирования придется повысить, чтобы не было резких колебаний.
Международный Валютный Фонд между тем уверен, что ставку рефинасирования в Беларуси следует не понизить, а напротив – повысить. Подобные рекомендации из международной организации поступили в главный банк страны осенью.
Между тем недавно регулятор официально заявил, что ставка рефинансирования, которая составляет на сегодняшний день 30%, до конца года останется на прежнем уровне, т.е. ни снижения, ни повышения данного финансового инструмента не предвидится. С подобным заявлением на прошлой неделе выступил первый заместитель председателя правления Нацбанка Беларуси Николай Лузгин.
Экономисты полагают, что такие меры являются частью жесткой денежно-кредитной политики, которой придерживается Нацбанк. Они подчеркивают, что ставка рефинансирования – очень тонкий финансовый инструмент, с которым следует обращаться осторожно. Любое ослабление денежно-кредитной политики может вызвать колебания на валютном рынке, что и произошло в сентябре этого года, когда в результате регулярного снижения ставки рефинасирования стали падать ставки по вкладам и кредитам. Это привело к кратковременному ажиотажу – повышенному спросу на валюту, массовому изъятию населением рублевых вкладов и ослаблению белорусского рубля.
Сейчас НББ уверенно заявляет о стабильности на валютном рынке, тем не менее снижать ставку рефинансирования не спешит.
Экономический аналитик профессор Георгий Гриц отмечает, что мотивы, почему Нацбанк держит СР на прежнем уровне, очевидны.
Он поясняет, что сегодня полагаться на золотовалютные резервы Беларуси не стоит, несмотря на самые высокие показатели ЗВР за всю историю страны, т.е. 8,5 млрд. долларов США. По словам экономиста, даже эти объемы ЗВР сегодня не удовлетворяют 3-кратному размеру импорта.
Кроме того, при расчете по методологии МВФ каждый месяц золотовалютные запасы Беларуси сокращаются. Аналитик полагает, что уже сегодня ЗВР не соответствуют уровню задолженности страны, и подушкой безопасности, несмотря на все заявления правительства, не являются.
Еще одним определяющим фактором, на котором завязана ставка рефинансирования, Георгий Гриц назвал конъюнктуру, сформированную населением.
- Только в национальной валюте на депозитах физических лиц находится 1,6-1,7 млрд. долларов в эквиваленте, еще более значительная сумма – в СКВ. Если ставка рефинансирования начнет снижаться, доходность по депозитам будет на уровне инфляции. А это в свою очередь повлечет за собой массовый отток сбережений населения из банковской системы. Чем это может закончиться, мы все стали свидетелями в прошлом году.
Аналитик полагает, что сегодня белорусская денежно-кредитная система находится в ловушке.
- С одной стороны ставка рефинансирования должна быть высокой, чтобы поддерживать высокую доходность по вкладам. С другой – уровень промышленности Беларуси не выдерживает никакой критики. Сегодня необходима полная модернизация всей системы и внедрение новых технологий. Однако очевидно, что привлечение инвестиций, за счет которых возможна модернизация, - не более чем иллюзия.
Георгий Гриц отмечает, что в создавшейся ситуации единственный выход – это кредитные ресурсы, однако и они остаются неподъемными из-за высоких ставок, которые в свою очередь привязаны к ставке рефинансирования.
Эксперт уверен, что в краткосрочной перспективе, т.е. в ближайшие 3-5 месяцев, никаких изменений не предвидится.
- Такая ситуация стабильности или стагнации – как кому угодно называть – продержится до конца года и как минимум в течение первого квартала следующего. Валютных поступлений в ближайшее время не предвидится, и даже очередной транш кредита ЕврАзЭс не сможет существенно повлиять на ситуацию, - считает Георгий Гриц.
На фоне всех этих тенденций тревожным сигналом выглядит увеличение количества денежной массы. По данным Нацбанка, на 1 ноября широкая денежная масса составила 151,25 трлн, с начала года она выросла на 36%. При этом на 2012 год этот показатель предусмотрен в пределах лишь 22-24%.
Может ли увеличение денежной массы привести к урезанию кредитования комбанков Национальным банком, что впоследствии приведет к скачку ставок по кредитам и краткосрочным вкладам? Георгий Гриц полагает, что такой сценарий маловероятен в свете соглашения Беларуси по макроэкономическим показателям на 2013 год.
- Согласно принятым в рамках ТС обязательствам, в следующем году показатель инфляции в республике должен быть не более чем на 5% хуже, чем наименьший показатель в странах-партнерах. Поэтому если правительство намерено выполнить принятые в рамках соглашения обязательства, такого варианта развития событий Нацбанк не допустит, - заключил аналитик.
Оцените статью: