Белорусские нефтепродукты попали под двойной международный прессинг. Во-первых, Агентство внутренней безопасности Польши обнародовало схему поставки в страну и продажи без уплаты НДС белорусского дизтоплива.
Во-вторых, посол РФ в РБ Александр Суриков заявил, что экономические структуры России занимаются вопросами растущего экспорта нефтехимической продукции из Беларуси.
Польское издание Puls Biznesu сообщило, что из-за нелегальной поставки и продажи белорусского дизтоплива казна государства ежегодно теряет почти $300 млн. В Польшу топливо белорусского производства поставляется через Литву и Латвию. Малоизвестные компании-новички без какой-либо истории работы на нефтяном рынке предлагают доставить дизтопливо конечному потребителю без возможности покупки непосредственно на складе. И по очень низкой цене, которая достигается за счет неуплаты налогов.
О схеме стало известно в конце 2011г. Позже она привела к весьма печальным результатам: некоторые приграничные трейдеры вынуждены были уйти с рынка, у других, много лет работавших на рынке, заметно ухудшились финансовые результаты.
Но это сообщение, претендующее, по версии польского издания, на крупнейший экономический скандал последних лет, блекнет на фоне заявлений Александра Сурикова. Он сообщил, что российская сторона обратила внимание, что импорт российских нефтепродуктов в Беларусь в последние годы вырос в разы, в т.ч. в 2012г. - в 4 раза: «Мы понимаем, что Беларусь импортирует больше, чем нужно для внутреннего потребления. Заметили, что в отчетности Таможенного союза появились растворители и разбавители, которые не облагаются пошлинами. В прошлом году их было 2 млн. т. Реэкспортировать можно, но, пожалуйста, заплатите пошлину».
Эксперты уже довольно давно обратили внимание на причудливо изменившуюся внешнеторговую статистику Беларуси, запестревшую доходами от экспорта дешевых растворителей и разбавителей и едва не затмившую показатели всего мирового экспорта этих товаров. Поэтому специалисты предположили, что под видом не облагаемой пошлиной химии Беларусь экспортирует традиционную для себя линейку нефтепродуктов. В апреле завсектором экономики Института энергетики и финансов (РФ) Сергей Агибалов сообщил «БелГазете», что, по его подсчетам, потери России от этих сделок в т.г. переваливают за $1 млрд.
Но по принципу «не пойман - не вор» Беларусь уходила от ответственности. Официальная Москва как бы не замечала странностей в белорусском торговом балансе. Суриков впервые публично намекнул, что и дальше спокойно смотреть на теневой реэкспорт Россия не намерена.
В обеих проблемных схемах поставки нефтепродуктов на экспорт фигурирует Литва. С главой Литовской ассоциации предприятий по торговле нефтепродуктами Лукасом ВОСИЛЮСОМ корреспондент «БелГазеты» обсудила это удивительное сотрудничество двух стран.
- Почему Литва стала оффшором, через который «серое» белорусское топливо попадает в Польшу?
- Польша ввела лимит ввоза топлива на свою территорию в баках автомобилей. Для грузовых автомобилей ввоз топлива ограничен 200 л, для автобусов - 600 л. У нас такого ограничения нет, поэтому поляки пересекают белорусско-литовскую границу, а затем перевозят топливо в свою страну. У нас же при этом создаются очереди на границе, людям неудобно.
Более того, владельцы грузовиков заказывают у изготовителей два бака по 600 л каждый. По закону, если такое изменение произвел изготовитель, то бак считается стандартным. То есть позволено пересекать границу с заполненными топливом двумя стандартными баками. Если у таможенника возникают вопросы относительно того, произвел ли изменения изготовитель или они внесены кустарным способом, то он вводит номер автомобиля в базу данных. Получается, можно легально беспошлинно ввезти в Литву 1200 л, а иногда и 1500 л дизтоплива.
- Почему ЕС допускает такой трафик, подрывающий деятельность «белых» нефтетрейдеров?
- Евросоюз позволяет пересекать границу с полными баками при одном условии: что нефтепродукты должны быть использованы для эксплуатации того же автомобиля, в котором они перевозятся. Любая коммерция запрещена. Слив топлива допускается только в исключительном случае - если автомобиль идет на ремонт. Но фактически топливо сливается и продается. Оно легально поставляется, но нелегально реализуется - без лицензии и уплаты налогов.
Это подрывает и литовский рынок. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, но крупная ассоциация «ЛИНАВА», объединяющая литовских автоперевозчиков, всегда отвергала обвинения в том, что ее члены занимаются сливом и нелегальной продажей топлива. Однако когда президенту этой ассоциации Альгимантасу Кондрусевичусу мы объявили, что намерены предложить властям ввести ограничения по ввозу топлива в грузовиках, он сказал: «Только попробуйте!» И пригрозил такими акциями протеста, что мало не покажется. Думаю, этим он подтвердил, что некоторые компании-перевозчики занимаются «серым» ввозом.
- Какие ограничения вы предлагаете и как на них реагирует белорусская сторона?
- Хотим ограничить ввоз топлива в грузовиках хотя бы до 600 л, т.е. емкостью одного бака. Мы уже написали соответствующее письмо в Минфин и другие структуры. Для легковых автомобилей дополнительных ограничений не предусматривается: уже сейчас им можно пересекать границу не более четырех раз в месяц без уплаты пошлины на топливо.
Общаемся с посольством Беларуси, которая и инициировала этот процесс. Многие литовцы думают, что Беларуси выгодно продавать на экспорт дизель и бензин, пусть даже таким способом. Но у вас тоже есть проблемы на приграничных АЗС - на них не хватает топлива. Кроме того, не секрет, что Россия поставляет вашей стране нефтепродукты беспошлинно. Их нельзя продавать на экспорт без уплаты таможенных пошлин. А получается, что их вывозят беспошлинно.
- С какой рентабельностью работают нелегальные продавцы автотоплива?
- В Беларуси бензин стоит чуть больше 2 литов за 1 л, в Литве - почти 5 литов. У нас бензин дороже, чем даже в Польше и Латвии, из-за очень высокого акциза. На дизель у нас минимальный акциз в ЕС, поэтому он дешевле, чем в других странах Балтии и Польше.
- В Литве из-за нелегальных продаж нефтепродуктов официальные операторы тоже закрываются?
- Мы этого не наблюдаем: проблемы приграничных АЗС как были, так и сохраняются. Причем не только в прилегающих к Беларуси регионах. То же самое - на литовско-российской и даже на литовско-латвийской границе. В последнем случае возникают проблемы из-за разницы в ценах на газовое топливо: у нас оно на 45 литовских центов дороже. Реализация на АЗС в приграничной зоне минимальная. В нашу ассоциацию входят крупные компании, они не покидают рынок. А вот Ассоциация литовских АЗС, которая объединяет мелких торговцев, заявила, что некоторые стали закрываться, не выдержав конкуренции. Но это происходит не только в приграничье.
- Литва оказывается плацдармом для «серого» экспорта белорусских нефтепродуктов в ЕС и по другим схемам - под видом растворителей и разбавителей...
- Литовская инспекция по налогам и сборам говорит, что ей известно о такой схеме. Но, пока ведется расследование, они не хотели бы давать комментариев. Я даже удивлен, что у нас не спрашивали, известно ли нам об этих поставках и оказывают ли они давление на внутренний рынок.
- Оказывают?
- Мы не почувствовали, чтобы эта контрабанда как-то повлияла на наш рынок. Только недавно узнали об этой схеме из СМИ. Думаю, в основном эти объемы предназначались для реэкспорта в третьи страны, на внутреннем рынке «серые» нефтепродукты в больших количествах не оседают.
СПРАВКА «БелГазеты». Лукас Восилюс родился в 1978г. в Вильнюсе. Окончил международную бизнес-школу при Вильнюсском университете, магистр международной торговли. 5 лет работал помощником депутатов литовского парламента, затем 5 лет - гендиректором Литовской ассоциации автопредпринимателей. С 2009г. - глава Литовской ассоциации нефтетрейдеров.
Лизинг для бизнеса – это когда машина зарабатывает!
Выгодные условия от БНБ-Банка:
- Валюта: BYN
- Льготная ставка: 11,99%
- Условие для льготной ставки – открыть счет и подключить пакет РКО
- Заключить лизинговый договор до 23.03.2025
- Срок: до 60 месяцев
- Аванс: от 10%
- Сумма: до 250 000 USD
- Типы авто: легковые и грузовые, новые и б/у