Так должен выглядеть «Газпром центр» после завершения строительства. Фото: gazpromcenter.by
Суровые новости: белорусская дочка «Газпрома» объявила, что проект строительства «Газпром центра» заморожен. Когда будет введен этот набор многофункциональных зданий, неизвестно. Вероятно, кончились деньги.
Что это значит для нас? Есть ли в этом хоть что-то положительное? Попробуем разобраться.
«Но на трусы для Аршавина насобирали»
Я давний футбольный болельщик, и есть одна команда, против которой я болею всегда. Это, конечно, питерский «Зенит». Почему дело обстоит именно так?
Когда какой-нибудь арабский шейх покупает лондонский клуб и занимается массой трансфертов дорогих игроков, я понимаю, что он играет в эти игрушки на свои. Ради бога, он может платить десятки, сотни миллионов и болеть за то, победит его команда в этом году или нет.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Когда то же самое делает «Газпром», я понимаю, что он делает примерно следующее: сначала собирает со всех бабушек-старушек России и не только огромную кучу денег, а потом тратит их на Халка ценой 50 или 60 миллионов евро.
Мне кажется, здесь что-то немножко не то. Что как-то все выстроено чуть-чуть нелогично.
Все материалы «Выводов Кныровича»
Уже лет пять как и наши бабушки, проживающие в Костюковичском и Барановичском районах, тоже скидываются на те или иные покупки «Газпрома», Конечно, на левую ногу Халка нам не хватает, но на трусы для Аршавина насобирали.
Продажа «Белтрансгаза» «Газпрому» была единственной крупной приватизационной сделкой в стране за все 25 лет существования.
«Как оказалось, 250 млн долларов маловато»
Если вспомним, то мы долго-долго торговались, пытались увеличить цену, улучшить условия, и в конечном итоге продали таки объект за 5 миллиардов долларов США.
Волшебным образом, эта сумма соответствует сегодняшним золотовалютным запасам в стране – примерно плюс-минус сотня миллионов. То есть, если бы мы тогда не продали, скорее всего, сегодняшний уровень золотовалютных запасов был бы равен нулю.
Но, к счастью, сделка свершилась. Тогда она нам очень помогла. И в сегодняшних газовых спорах между Москвой и Минском приходится учитывать, что вся система распределения газа принадлежит уже не нам.
Так должен выглядеть «Газпром центр» после завершения строительства. Фото: gazpromcenter.by
Мы, конечно, на нее влияем. Заставляем их компанию платить налоги, устанавливаем тарифы, но, в принципе, за прошлый год компания собрала с белорусов 2,8 млрд долларов США и заработала на наших нивах чистой прибылью 250 млн долларов.
Но, как оказалось, этого маловато. Само по себе строительство «Газпром центра», по слухам, должно было финансироваться целиком и полностью из доходов белорусской дочки «Газпрома».
«Сомневаюсь, что нашлось бы много клиентов»
Что же нам обещали? Замечательную гостиницу площадью 24 тысячи «квадратов» под управлением оператора Radisson, торговая марка Radisson Blu, с номерами ценой около 200 долларов США за ночь.
Замечательная идея, хорошая гостиница. Но сегодня загруженность гостиничного фонда в Минск едва ли больше 30 процентов. Да и Kempinski пока не достроен.
Второй заявленный объект – крупный спортивный центр площадью 11 тысяч «квадратов».
Так «Газпром центр» выглядел 5 августа 2016 года. Фото: gazpromcenter.by
У меня есть большие сомнения, что сегодня, когда тренажерные залы продаются повсеместно и можно стать собственником такого объекта за 60–150 тысяч долларов США, нашлось бы достаточное количество клиентов на явно люксовые спортивные центры.
Третий из заявленных объектов – медицинский центр площадью 10 тысяч квадратов мирового класса. То есть больше, чем «Нордин» и «Экомедсервис» вместе взятые. Сегодня аншлагов в этих центрах как-то не наблюдается.
«И в нагрузку забор длиной метров 400»
Ну и, конечно, какой же общественный центр без ресторана! В данном комплексе он был заявлен на целых трех этажах площадью 2,5 тысячи «квадратов».
Вряд ли там стали бы продавать шаурму. Вероятно, ждали любителей устриц и омаров. Думаю, специально для этого – оперативной доставки свежайших морепродуктов – была предусмотрена вертолетная площадка.
Ну, и главное. Доминантой комплекса должен был стать офис белорусской дочки «Газпрома» высотой в 190 метров. Это красивое, по крайней мере, на картинке, здание должно было несколько приглушить ощущение от нашей гордости – Национальной библиотеки.
Так «Газпром центр» выглядел 5 августа 2016 года. Фото: gazpromcenter.by
Что же мы имеем в итоге? Очень недолго прожил автовокзал «Московский», за который кто-то получил государственную премию в области архитектуры. Его снесли – под неодобрительный гул общественности.
Зато мы получили замечательную развязку в очень напряженном с точки зрения транспортного движения месте города Минска. Ну, и в нагрузку нам достался забор длиной метров 400, на котором сегодня очень удобно вешать рекламные щиты разных коммерческих и общественных организаций.
«Затянем пояса и как-нибудь переживем»
Времена нынче такие. Устрицы в мишленовских ресторанах продаются плохо. Зато бургеры и подержанные шмотки в магазинах сети «Планета секонд хенд» расходятся просто на ура.
И что же в итоге? В итоге как-то не везет нам с высотными зданиями мировых гостиничных брендов. То Kempinski «убежал», то Hilton не достроен, то Radisson решил прийти, но немножко попозже.
Ну, ничего. Затянем пояса, как-нибудь переживем это время. Деньги были – деньги будут. Сейчас денег нет.