Работа дипломатических миссий за рубежом нацелена на развитие внешнеэкономической деятельности страны. Чего больше в этой работе – политики или экономики, как справляемся с западными санкциями, что даст вступление Беларуси в ШОС и безвиз для граждан европейских стран, мы побеседовали с заместителем министра иностранных дел Беларуси Игорем Васильевичем Назаруком.
Преодолевая санкции
– Какие уроки были извлечены из санкционного давления на экономику и финансы страны?
– Уроки – не самое верное определение. Дело в том, что под санкционным давлением так называемого цивилизованного Запада мы находимся уже длительное время – порядка 30 лет. Тут не лишним будет напомнить о Будапештском меморандуме. Согласно ему Беларусь приняла решение об отказе от размещения на своей территории ядерного оружия. При этом было зафиксировано неприменение экономических санкций в ответ на те или иные процессы, которые происходят у нас в стране.
Под документом были поставлены подписи США, Великобритании, России. Но затем Запад вдруг заявляет, что не согласен с проведенными выборами, с действиями наших властей в отношении отвечающих нашим интересам преобразований в общественном устройстве и в экономической сфере. И уже с 1996 года стал применять к нам санкции. Для нас это не уроки, а наработанная практика. Мы знаем, что Запад – это очень жесткий, очень циничный и практичный игрок.
Слова «демократия», «либерализм», «народовластие» – это внешняя оболочка. За всеми санкциями лежат очень цепкие, хищнические интересы. Наглядно это видно на примере Африки. Запад продолжает паразитировать на странах, которые отстали в своем технологическом развитии, для которых уготована одна только участь: рынки сбыта неликвидов, устаревшего оборудования и выкачивание ресурсов.
Что касается нашей страны, Западу не понравилось, как были проведены выборы в 2020 году, и он в который раз попытался устроить очередную цветную революцию. Но ничего не вышло, потому что он не учел стойкость белорусского народа и власти. И сегодня мы имеем достаточную степень готовности и мобилизованности в отношении очередного нелегитимного пакета санкций. Там считают, что крупные предприятия являются «кошельками» власти и вводят в отношении них санкции.
На самом деле предприятия работают для удовлетворения потребностей каждого белоруса. Они обеспечивают выплату пенсий и пособий, финансирование медицины и образования, несут социальную нагрузку.
Я хочу напомнить, что в принципе санкции могут накладываться только по консенсусному решению Совета Безопасности ООН. Все остальное – конкурентная борьба. По надуманной причине закрыли небо для «Белавиа» после провокации. Для их перевозчиков наша компания – конкурент. И нас вычеркнули вопреки конвенциям о свободе перемещения и транзита.
Еще один пример – блокировка работы терминала по перевалке калийных удобрений в Клайпеде. К слову, будем решать этот вопрос в суде, в том числе в части упущенной выгоды.
Вместе с тем Беларусь находит рынки сбыта, и мы видим рост экспорта белорусских товаров. Не сразу, но мы переориентируемся на страны «дальней дуги», также у нас достигнуты стратегически важные договоренности с КНР и другими партнерами. Это сказывается и на основных параметрах развития экономики. За первое полугодие, по предварительной оценке, ВВП вырос на 5% по сравнению с прошлогодним периодом.
Выросли объемы промышленного производства, производства сельхозпродукции, инвестиции в основной капитал. Растет и благосостояние людей. В январе-мае 2024 года реальные доходы населения увеличились на 9,6%. При этом выросли и международные активы Беларуси, составив 8,4 млрд. долларов в эквиваленте. У нас еще есть очень серьезный резерв для роста и большой потенциал.
Беларусь уже много лет входит в категорию стран с высоким уровнем человеческого развития. Согласно рейтингу достижения Целей устойчивого развития за 2023 год, мы занимаем 30-е место среди 166 государств. И это, повторюсь, на фоне санкций. Поэтому попытки изолировать Беларусь тщетны.
В настоящее время мы торгуем более чем со 190 государствами. Выстраиваем отношения с теми, кто настроен на конструктивное сотрудничество, кто с нами дружен или готов дружить. Вместе с тем мы не закрываемся и от Запада. Тому пример – решение о безвизовом въезде в Беларусь для граждан еще 35 стран Европы. На фоне тотального закрытия границ и усложнения визовых правил и процедур со стороны Запада. Мы за диалог, но на равноправной и недискриминационной основе.
Формула успеха
– Ранее было стремление распределить внешнюю торговлю по формуле 30/30/30 между ЕАЭС, ЕС и странами «дальней дуги». На какую формулу она будет заменена?
– Этот принцип существует для того, чтобы развитие внешней торговли было устойчивым. Конечно, рынок России для нас был, есть и остается ключевым. Можно вспомнить, что Беларусь в эпоху СССР была частью единого народнохозяйственного комплекса. У нас были единые стандарты, единые унифицированные требования к упаковке и маркировке, безопасности продукции.
И сейчас у нас с Россией много общего в промышленности и других сферах. Пятьдесят процентов белорусского трактора – это детали и агрегаты из России. Наши узлы и детали, в свою очередь, идут на большое количество российских предприятий.
Вместе с тем мы способны конкурировать с другими странами на разных рынках. Безусловно, Беларусь – не единственная страна, которая выпускает карьерные самосвалы, изготавливает тракторы, иную продукцию. Я уже упоминал, что мы торгуем со 190 странами, и в каждой стране свой особенный рынок, своя система доступа на него, свои условия.
И мы полны решимости осваивать не только наши традиционные рынки, но и новые: в Юго–Восточной Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Главные сложности сегодня – в логистике. Но они преодолимы за счет консолидации усилий, оптимизации путей доставки, кооперации, создания перевалочных пунктов, складов, центров. Не в одночасье. Но мы уже имеем серьезные планы и наработки.
Некоторые функции по внешней торговле нами переданы на уровень ЕАЭС. В частности, у союза в активной стадии находятся переговоры по подготовке к подписанию договоров о свободной торговле с Египтом, Индонезией, Монголией, ОАЭ. Уже заключены и работают договоры с Вьетнамом, Сербией, Ираном.
Ключевая роль России
– Торговля с Россией была, есть и будет драйвером внешней торговли? Какие еще есть перспективы? С какими препятствиями сталкиваемся сейчас?
– Вы правы в отношении роли России для нашей внешней торговли. Но вполне естественно, что между партнерами возможны какие-то трения, недопонимания. И это, уверяю вас, не связано с какими-то умышленными действиями. Что-то происходит из-за разницы в законодательной базе, где-то имеются перегибы на местах, несовершенство административных процедур, где-то незрелость команды.
Но мы очень хорошо взаимодействуем с российскими партнерами для устранения барьеров. Взять хотя бы пример МИДов: мы проводим совместные коллегии, идет обсуждение наиболее злободневных вопросов, у нас нет закрытых тем. Российский МИД проводит с нами консультации, делится необходимой информацией, помогает готовить наших специалистов в различных сферах.
Продолжается работа по углублению экономической интеграции в рамках Союзного государства (СГ). Напомню, что у нас было принято 28 совместных программ, даны поручения правительствам стран для их дальнейшей реализации в 2024–2026 годах. Там прописаны все меры по снятию остающихся пока ограничений по поставкам товаров, услуг и закупок.
Мы охватываем не только государственные, муниципальные закупки, но и так называемые корпоративные. Как подчеркивает наш Президент, надо реально обеспечивать создание равных условий для граждан СГ и для субъектов хозяйствования. Союзное государство – уникальная интеграционная структура, какой нет нигде на карте мира. Мы показываем пример, как надо работать, взаимодействовать по вопросам, которые отвечают интересам именно народа.
– Как сейчас складывается внешняя торговля с другими странами СНГ? В каких областях требуется снятие барьеров?
– Сегодня некоторые наши партнеры по СНГ пытаются выйти из соглашений, договоренностей. От этого Содружество не становится менее устойчивым. Мы на деле решаем многие вопросы. Во главе угла стоит экономическая повестка, регулярно проводятся заседания Экономического совета, периодически встречаются главы правительств и главы государств. Закрываем большинство ключевых вопросов по текущим моментам. Это касается и снятия торговых барьеров.
По инициативе Беларуси была организована работа соответствующей комиссии, которая собирается на регулярной основе и обозначает озвученные сторонами барьеры. Идет их обсуждение, идет конструктивный диалог, хотя некоторые стороны не готовы пока к снятию ограничений во внешней торговле, технологических либо экономических. Это процесс, требующий времени, но мы не стоим на месте.
Так, например, Узбекистан сравнивает ставки акцизов. Идут уступки по многим позициям в других странах. Мы с уважением относимся к оговоркам в договоре о свободной торговле товарами в рамках СНГ и никого не торопим его переписывать. Стороны понимают нынешнюю ситуацию и видят, что некоторые оговорки им самим мешают торговать. Работа идет.
В прошлом году наконец-то подписали Соглашение о свободной торговле услугами, и мы постепенно его реализуем. Ведем очень перспективную, целенаправленную, последовательную работу по углублению отношений внутри СНГ по всем направлениям.
ШОС. Не только безопасность
– Как, на Ваш взгляд, на внешнеэкономическую деятельность повлияет вступление в ШОС?
– ШОС является многопрофильной структурой, и она создавалась изначально с акцентом на безопасность. Экономический уклад ее членов различный, но тем она и уникальна. Все мы только дополняем и усиливаем друг друга. Не надо ожидать от вступления в ШОС немедленного экономического эффекта. Понятно, что «молодые» члены организации полны решимости привнести новизну в работу, и мы будем занимать активную позицию.
Мы уже отрабатываем некоторые форматы, в том числе по межбанковскому объединению в рамках ШОС по линии финансовых взаимодействий. БелТПП принимает участие в заседаниях правления и других мероприятий Делового совета ШОС. В проработке – проект по созданию Фонда развития ШОС, повышение доли национальных валют во взаимных расчетах, концепция умного сельского хозяйства, развитие транспортной взаимосвязанности, природоохранные инициативы, механизмы сотрудничества в области цифрового развития, промышленности, науки и образования.
Беларусь заинтересована и в развитии транспортных коридоров Восток–Запад и Север–Юг. Эти новые коридоры проходят и через нашу территорию. У нас стабильность в работе транспортной отрасли, большие средства вкладываются в реконструкцию дорог, поэтому мы будем достойными участниками данных процессов.
Мы поддерживаем план мероприятий по реализации Стратегии экономического развития ШОС до 2030 года, который был принят на Астанинском саммите 4 июля текущего года. Также приветствуем запуск механизмов встреч министров промышленности на площадке ШОС и министров, отвечающих за цифровое развитие. Беларусь славится своим IT-сектором.
Безвиз и бизнес
– Отмена виз для граждан европейских стран поможет налаживать деловые отношения c Европой?
– Беларусь с момента обретения независимости демонстрировала свои открытость и дружелюбие. Мы давно создали безвизовые зоны в Беловежской пуще, на Августовском канале, для жителей приграничных регионов, граждане 76 стран получили возможность на срок до 30 дней въезжать без виз через Национальный аэропорт «Минск» и все областные аэропорты, в текущем году был объявлен безвиз через сухопутные международные пункты пропуска для граждан 38 европейских государств.
Именно коммуникация – человеческая, гуманитарная – позволяет иностранцам узнать нашу страну. В том числе наладить деловые отношения. Бизнес – как талая вода, проторит свое русло. Даже на фоне неадекватных, обширных санкций, когда из торговли вычеркиваются целые отрасли, целые группы товаров, мы показываем, что готовы сотрудничать и со странами Запада. Мы нацелены на мобильность, на развитие межличностных и партнерских отношений.
Дипломаты и экономика
– Недавно в Минске состоялся традиционный семинар для представителей заграничных посольств. Что дают такие встречи?
– Мы проводим такой семинар на ежегодной основе. Уникальность его в том, что наши послы собираются вместе и могут делиться опытом, услышать и воочию увидеть, сопоставить, что происходит в нашей стране и других странах. Мы говорим послам о тенденциях в экономике, новых технологиях и новых товарах, произошедших изменениях в налоговом, избирательном и ином праве. Обсуждаем самый широкий спектр вопросов.
В нынешнем году приехали руководители загранучреждений в 45 странах. Обмен мнениями пошел на пользу не только послам, но и представителям органов госуправления. Также дипломаты посетили ряд предприятий. Важен был и диалог с бизнесом на площадке БелТПП, где была организована серия встреч с руководителями предприятий всех видов собственности. Подвели итоги работы в диалоге с курирующими заместителями министра и, конечно, с министром.
– Что теперь для дипломатов важнее политика или экономика?
– Как ранее метко отмечал Глава нашего государства, политикой в нашей стране занимается один человек – Президент, все остальные должны заниматься экономикой. От этого зависит развитие страны, благополучие людей на многие годы вперед. Поэтому и дипломатам надо уделять повышенное внимание именно экономике. Несмотря на санкционное давление, несмотря на непростые внешние условия, мы продолжаем демонстрировать свою эффективность.
При этом мы не оставляем без внимания ни политические, ни гуманитарные, ни культурные вопросы сотрудничества как с нашими партнерами, так и на международных площадках. Мы продолжаем оставаться донором региональной стабильности и безопасности. Но на переднем плане – продвижение белорусских товаров и услуг.