Последний год был очень сложным для индивидуальных предпринимателей. Налоговые новшества, новые правила ценообразования, снижение покупательской способности – все это оказалось болезненным для предпринимателей. Эксперты называют сегодняшний период временем выживания. Узнали о настроениях и ожиданиях предпринимателей.
Чувствуют себя ипэшники сегодня по-разному, но основная масса достаточно плохо. Во-первых, для них усложнилось администрирование налогов, во-вторых, новые правила ценообразования. Последнее касается как ИП, так и юридических лиц», – отметил в беседе с журналистом председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.
По его словам, подобного рода бюрократические сложности всегда сильнее всего бьют по малому бизнесу, то есть по индивидуальным предпринимателям и микроорганизациям.
Эксперт поясняет: у большого бизнеса гораздо больше резервов.
«Так, для промышленного или торгового гиганта, которые занимают ведущую долю на рынке, найти одного или даже двух-трех человек из 10 либо 100 тысяч сотрудников для администрирования тех же налогов гораздо проще. Ипэшник же вообще работает один: он и экономист, и мерчендайзер, и товаровед в одном лице. Получается, он еще должен заниматься и ценообразованием. Быть специалистом по всем вопросам сложно, особенно человеку неподготовленному», – отметил Сергей Балыкин.
Предприниматели в юрлица – целесообразно ли?
Балыкин напомнил, что государство сегодня заинтересовано в стимулировании развития предпринимательства, переходе ИП на новый уровень, в статус юридических лиц.
«Но не всегда этот переход целесообразен», – придерживается мнения эксперт, утверждая, что индивидуальное предпринимательство – это наиболее простая форма ведения бизнеса.
«Не требуется юридический адрес, вести учет просто. Что же касается юридических лиц, тут ситуация совершенно иная», – отметил он.
Достаточно легкая процедура регистрации, но более сложный учет. К тому же юрлицу необходимо помещение для размещения органов управления, то есть юридический адрес.
«А это дополнительные затраты – взять, к примеру, те же коммунальные расходы. Летом это 100–150 рублей, а зимой – все 200–400 рублей, потому что коммунальные услуги (оплата за отопление и электроэнергию) обходятся предприятиям дороже в несколько раз, чем частному лицу. А ипэшник, к примеру, может работать и дома», – заметил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства
Статистика может не отражать точное число ИП
Сергей Балыкин обратил внимание на еще один нюанс.
«Нужно понимать, что, если какой-то ипэшник вдруг решает приостановить свою деятельность, он не бежит сразу в исполком, не сдает свое свидетельство, не объявляет о прекращении предпринимательской деятельности. Он очень часто оставляет свидетельство – вдруг потом пригодится. Наличие документа трудностей ему не создает, если он не претендует на какие-то социальные выплаты, пособие по безработице и т.д. При этом получается, что предприниматель может не вести предпринимательскую деятельность, но будет везде числиться как действующий субъект хозяйствования», – прокомментировал эксперт.
Иными словами, по статистике будет одно число индивидуальных предпринимателей, а на деле – совсем другое.
Депрессивная ситуация
Эксперт напомнил: большинство индивидуальных предпринимателей в Беларуси занимаются услугами и торговлей.
«У работающих в торговле продажи упали из-за экономической ситуации в стране: снизилась покупательская способность населения. У тех, кто работает на рынке, покупателей уже давно отняли крупные торговые сети. Ко всему этому добавилось еще и налоговое администрирование. Понятно, что им сегодня очень нелегко», – признал эксперт.
Он отметил, что количество ипэшников уменьшается: кто-то закрывается, кто-то приостанавливает деятельность. Но есть и те, кто продолжает ее вести на свой страх и риск. Каждый предприниматель решает проблему по-своему.
«Я бы не стал называть сегодняшнюю ситуацию плохой, правильнее ее охарактеризовать как депрессивную. Люди смотрят в будущее без энтузиазма. При этом бизнес всегда будет искать возможность к выживанию. И сейчас как раз такой период – время выживания», – добавил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства.
По мнению эксперта, для бизнеса в первую очередь важны стабильные и понятные правила игры.
«Хорошие или плохие, даже это не так важно, но пускай они будут понятными. У нас же все по-другому, поэтому бизнесу очень сложно работать», – заключил эксперт.