«В последнее время мы «обросли жирком» и предпочитали работу вдолгую. Но в эти недели поняли, что и эти заказы хороши, – по крайней мере, это живые деньги здесь и сейчас. Скорее всего, мы останемся работать на белорусском рынке и будем параллельно развивать западное направление», – делится планами Дмитрий Хоружко, руководитель Nineseven (e-commerce для крупного бизнеса).
Мы продолжаем публиковать материалы, в которых собственники и руководители белорусского бизнеса рассказывают, как их компании справляются со сложной ситуацией.
У нас небольшая компания, 20-30 занятых специалистов. Наше основное направление – автоматизация процессов, связанных с продажами. Например, крупная компания продает что-то в Интернете и думает, как можно улучшить этот процесс и сократить издержки, упростить работу с контрагентами. Обращается к нам, и мы пишем код под эти решения.
Важные задачи никто не останавливал
Что у нас произошло за эти недели? Конечно, в начале все были в шоке, нормально работать в компании никто не мог, сотрудники находились в прострации. Клиенты тоже затихли, перестали обращаться с вопросами. Фактически какая-то жизнь началась только со следующей недели, хотя все равно было сложно психологически. Часть сотрудников переехали в другие страны – Польшу, Грузию. Но мы еще в ковидные времена перешли на «удаленку», поэтому особых сложностей это не вызвало. Для наших клиентов, по сути, ничего не поменялось. Хотя часть нашей команды из Киева, Харькова, Одессы, и они пока работать вообще не могут.
Мы сильно завязаны на белорусский рынок, наши заказчики – крупные белорусские компании. Обсудили со всеми планы, и какой-то отрицательной динамики мы не заметили, только несколько отделов маркетинга сообщили, что подрезают затраты, но на нас в последнюю очередь.
Важные задачи никто не останавливал, на паузе только те, которые можно отнести к желаемым. А один клиент даже оплатил наши услуги вперед в белорусских рублях, чтобы зафиксировать сегодняшнюю стоимость.
Об экономии
В целях экономии сократили расходы на маркетинг, рекламу, PR. У нас есть постоянные клиенты, которые дают нам cash flow, так что можем без спешки понять, что происходит и куда двигаться дальше. С подрядчиками и аутстафферами обсудили условия и курс – все понимают, что сейчас время не зарабатывать, а сохранить то, что есть. Если требовать повышения цен, мы просто закроемся и все останутся без работы. Отключили часть онлайн-сервисов – например, сервис по прототипированию, платили за него $30 в месяц – прямо сейчас он нам не нужен. Таких сервисов у нас было несколько, платили за них $150 – $200 в месяц, все их пока «подрезали».
Для нас «выходом из зоны комфорта» было начало работы на российском рынке, мы вложились в PR, разработали стратегию, делали продвижение. Понятно, когда начался конфликт известные события, этот проект просто поставили на паузу.
Даже когда конфликт в Украине завершится, рынок будет «на дне» еще лет 10. Мне сидеть там же на дне не хочется, надо двигаться дальше.
Так что зафиксировали убытки и закрыли это направление.
У нас было несколько российских клиентов, и с ними все сложно. То есть они готовы работать, но из-за курса рубля и запретительных мер банков нам это сотрудничество стало невыгодно. Мы решили, что будем работать с клиентами из России по какому-то фиксированному курсу. В какой-то момент эта работа для нас была в убыток, но будем продолжать, чтобы сохранить с ними отношения на будущее.
В последнее время даже «обросли жирком»
Немного поменяли отношение к заказам. В последнее время мы «обросли жирком» и предпочитали работу вдолгую – к примеру, сделать интернет-магазин и заниматься его развитием и поддержкой. Поэтому отказывались от некоторых проектов, например от корпоративных сайтов, – его сделал, и через пару месяцев надо искать нового клиента. Но в эти недели поняли, что и эти заказы хороши, – по крайней мере, это живые деньги здесь и сейчас.
Скорее всего, останемся работать на белорусском рынке и будем параллельно развивать западное направление. Обязательно начнем обучать сотрудников английскому и выводить их на уровень advanced, развивать им профили в LinkedIN, делать английскую версию сайта. Будем «прощупывать» рынок разработки e-commerce Европы, США и Канады.
Вы — предприниматель или топ-менеджер? Платформа Myfin.by помогает быстро найти и сравнить кредиты для бизнеса на любые цели: от улучшения оборота до расширения. Сравните предложения всех банков и подайте заявку без лишних шагов!
Почему Myfin.by?
- Сравнение всех предложений — получите лучшие ставки и условия от ведущих банков.
- Простота и удобство — выбирайте условия и оформляйте заявку онлайн, без визитов в банк.
- Экономия времени — забудьте о часах поисков и бумажной волоките.
- Полная прозрачность — ясные условия, никаких скрытых комиссий.
Планируете расширение или модернизацию бизнеса? Найдите подходящий кредит на Myfin.by и получите деньги на развитие прямо сегодня!