
За последние 10 лет бизнес-среда значительно изменилась под влиянием новых трендов и технологий – цифровизация, соцсети, подкасты, электронная коммерция стали частью нашей реальности. Онлайн-сервис для управления бизнесом «Битрикс24» провел исследование и узнал, какие перемены произошли в белорусских компаниях за десятилетие.
В исследовании, которое проходило 2-13 октября 2023 года, приняли участие сотрудники 319 белорусских компаний. Согласно результатам опроса, 72% предпринимателей заявили о росте своего бизнеса за эти годы, а почти 50% отмечают увеличение спроса на свои товары и услуги. При этом 75% респондентов говорят об усилении конкуренции в своей отрасли.
Самое большое влияние на развитие компаний, по мнению участников опроса, оказало программное обеспечение для автоматизации – так считают 62% предпринимателей. В ТОП-5 драйверов бизнеса за последние 10 лет также вошли социальные сети (56%), мобильные (40%) и облачные технологии (38%), а также искусственный интеллект (11%).
Половина белорусских компаний уже использует облачные технологии, а 43% работают с социальными медиа и цифровым маркетингом. Лишь 4% отдают предпочтение традиционным каналам продаж, таким как ТВ, наружная реклама и печать.
Инструменты аналитики внедрили 40% опрошенных, автоматизацию процессов – 37% предпринимателей, а мобильные платформы и приложения есть у 35% компаний.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Исследование показало, что больше трети предпринимателей уже используют данные и аналитику, чтобы упростить мониторинг и оценку результатов в компании. Еще 17% с их помощью прогнозируют поведение клиентов, а для 15% компаний аналитика стала ключевым инструментом принятия решений.
Среди участников опроса 30% назвали гибкость самым важным качеством современного предпринимателя, на втором месте по популярности с 22% оказалась обучаемость.
Потребительские предпочтения также меняются. При том, что 40% предпринимателей фиксируют большую ориентацию потребителей на цену, каждый пятый отмечает рост клиентских ожиданий от сервиса и потребности в персональном подходе.
Цифровизация коснулась и коммуникаций с клиентами. Бизнес активно использует digital-каналы для привлечения, удержания клиентов и для обеспечения быстрой обратной связи. Мессенджеры стали самым популярным каналом общения для 35% белорусских компаний. Еще 17% чаще всего используют е-mail, 7% – видеоконференции. При этом треть предпринимателей предпочитают общаться с клиентами по телефону.
Все результаты исследования «Как изменился ваш бизнес за 10 лет?»
1. Как изменился размер вашего бизнеса за последние 10 лет?
- Увеличился – 72%
- Остался примерно тем же – 16%
- Сократился – 12%
2. Как изменилась конкурентная ситуация в вашей отрасли за последние 10 лет?
- Конкуренция стала более интенсивной – 75%
- Конкуренция осталась примерно на том же уровне – 22%
- Конкуренция уменьшилась – 3%
3. Как изменился спрос на ваши товары/услуги за последние 10 лет?
- Спрос увеличился – 47%
- Спрос остался примерно на том же уровне – 33%
- Спрос сократился – 20%
4. Какие технологии повлияли на изменение вашего бизнеса больше всего?
- Программное обеспечение для автоматизации бизнеса – 62%
- Развитие социальных сетей – 56%
- Мобильные технологии – 40%
- Облачные технологии – 38%
- Искусственный интеллект и машинное обучение – 11%
- Роботизация производства – 10%
- Big Data – 6%
- Виртуальная и дополненная реальность – 4%
- Blockchain-технологии – 2%
5. Какое предпринимательское качество стало самым важным для вас за последние 10 лет?
- Гибкость – 30%
- Обучаемость – 22%
- Трудолюбие – 18%
- Творческое мышление – 13%
- Дисциплина – 9%
- Инициативность – 8%
6. Как изменились каналы продаж/продвижения в вашей компании за последние 10 лет?
- Чаще используем цифровые каналы продвижения, эффект которых можно оценить – 39%
- Основным каналом стали социальные сети, отзывы потребителей, рейтинги – 32%
- Не изменился – 25%
- Традиционные каналы (ТВ, наружная реклама, печать и т.д.) остались в приоритете – 4%
7. Какой вид коммуникации с клиентами стал самым популярным в вашем бизнесе за последние 10 лет?
- Мессенджеры – 35%
- Телефонные звонки – 31%
- E-mail – 17%
- Социальные медиа – 10%
- Видеоконференции – 7%
8. Как изменились потребности ваших клиентов в последние 10 лет?
- Большая ориентация на цену – 40%
- Больше внимания стали уделять качеству товаров/услуг – 22%
- Более высокие ожидания от сервиса – 20%
- Растущая потребность в персонализации – 15%
- Не изменились – 4%
9. Какие новые технологии и инструменты вы внедрили в свой бизнес за последние 10 лет?
- Облачные технологии и хранение данных – 48%
- Социальные медиа и цифровой маркетинг – 43%
- Инструменты аналитики – 40%
- Роботизация и автоматизация процессов – 37%
- Мобильные приложения и мобильные платформы – 35%
- Искусственный интеллект и машинное обучение – 10%
- Интернет вещей (IoT) – 3%
10.Как изменилась роль данных и аналитики в вашем бизнесе за последние 10 лет?
- Упростила процесс мониторинга и оценки результатов – 38%
- Не изменилась – 30%
- Позволяет прогнозировать тренды и поведение клиентов – 17%
- Стала ключевым инструментом принятия решений – 15%
11.Какие новые методы управления появились в вашем бизнесе?
- Традиционные методы все еще актуальны – 68%
- Рост самоорганизации и децентрализации – 27%
- Управление проектами на основе данных 24%
- Agile-методологии – 15%
- Инновационный менеджмент – 12%