- «Работать в “каменном веке” я не согласна»
- «Ко всем пришел коронавирус, а ко мне — желание заниматься макраме»
- «Современные материалы придали макраме новую жизнь»
- «Нахожусь в черных списках у белорусских коллег по макраме»
- «После создания масштабной работы может быть ступор и нужен отдых»
- «1800 рублей за 11 километров материала»
- «Самым сложным было совмещение роли мамы и “макрамемейкера”»
- «Для старта бизнеса потребовалось около 700 рублей»
- «В месяц беру 5-8 заказов»
«Плету макраме, а не интриги» – сразу обозначила в своем профиле Instagram ремесленник Инга Шашкова, которая создает декор для дома и аксессуары в технике макраме. Как современные материалы вдохнули новую жизнь в популярную когда-то технику и сколько можно на этом заработать – Myfin.by рассказала создательница бренда Majo.Macrame.
«Работать в “каменном веке” я не согласна»
Я родилась в Витебске, там же и училась, после школы поступила в Витебский государственный технологический университет на модельера-конструктора обуви. После вуза распределения у меня не было, так как я уже вышла замуж, а на руках был годовалый сын. От нашей кафедры я получила рекомендации, благодаря которым меня пригласили работать модельером в обувную компанию. Там я трудилась около трех лет: занималась созданием и внедрением в производство женских и детских моделей обуви.
Позже всей семьей мы переехали в Барановичи. С фабрики пришлось уволиться, поэтому решила попытать счастье на местной обувной фабрике. Однако уровень оснащения производства меня просто поверг в шок, и я поняла, что, несмотря на наличие у меня профессии, работать в «каменном веке» я не согласна.
Начала искать работу через знакомых и попала на мебельное предприятие в отдел сбыта. Так и началась моя история длиной в 15 лет. Сперва я только оформляла заказы, со временем перешла работать дизайнером, а еще позже стала заведующей салона.
Я давно понимала, что являюсь творческой личностью. Но реализоваться всегда мешали обстоятельства – необходима была работа, которая приносит деньги. Жизнь в новом городе требовала стабильности, поэтому заниматься творчеством в качестве бизнеса для меня было невозможно.
Однако у меня всегда было много увлечений. Например, мы с супругом руководили историческим клубом «Шляхецкая застава», участвовали в фестивалях в разных странах, а еще создали команду фаер-шоу. Затем я стала заниматься детским научным шоу: создавала индивидуальную программу и проводила химические эксперименты. Выступления проходили на различных мероприятиях и в детском центре. Однако в один момент пришлось выбирать: творчество или позиция заведующей салона. И я все-таки выбрала второй вариант.
«Ко всем пришел коронавирус, а ко мне — желание заниматься макраме»
В 2019 году я ушла в декретный отпуск, в котором и началась моя творческая история с макраме. Мне захотелось начать свое дело: не только для души, но и для дополнительного заработка. Я рассматривала разные направления: вязание, шитье, создание аксессуаров для малышей. Макраме до этого я никогда не плела, но оно было мне очень интересно. Однако все никак не могла решиться.
И тут в 2020 году ко всем пришел коронавирус, а ко мне – решительность заняться макраме. Именно в изоляции за городом мне попались на глаза онлайн-курсы. И я сразу же «пропала». Училась плести первые узелки по ночам, пока спало все семейство. На самообучение (с учетом того, что на руках была дочка-малышка) ушел приблизительно год.
На работу я вернулась в августе прошлого года, а в апреле уже уволилась. Это решение мне далось с большим трудом, ведь менять что-то в своей жизни порой непросто. Пока работала – очень сложно было вести блог регулярно. Нельзя рассказать о себе и своих работах, когда утром ты отвела ребенка в сад и ушла на 8 часов на работу. И так – 5 дней в неделю.
«Современные материалы придали макраме новую жизнь»
Название моего бренда выбрала не случайно. Majo в переводе с испанского – это красивый и нарядный. Но многие читают его по-белорусски – «Маё». Такой вариант мне тоже нравится.
Макраме – это очень многогранное искусство, с помощью которого можно создавать абсолютно разные предметы. Это могут быть салфетки, панно, рамы для зеркал, плетеные кресла, сумочки. Каждый сможет найти здесь то, что будет ему по душе. В своем творчестве я поняла, что мне сложно концентрироваться на мелких работах. Моя душа лежит к значимым и большим изделиям, поэтому самое любимое – это панно, рамы для зеркал, ширмы.
Иногда сталкиваюсь с мнением, что макраме – это уже устаревшая техника. Но считаю, что современные натуральные материалы придали этому искусству новую жизнь и ввели его в коллекции всемирно известных брендов. Когда я участвовала в брестском маркете, к моему стенду подходили женщины возраста 60+. Сперва они искренне недоумевали, что увидели макраме, а потом с восхищением рассматривали работы и рассказывали, как они сами плели. Правда, сейчас все выглядит совершенно иначе. Получалось такое интересное соприкосновение эпох: советской, где изделия плели из грубых бельевых веревок и синтетических завязочек от тортов, и макраме нашего времени, где натуральные материалы дали технике новую жизнь.
«Нахожусь в черных списках у белорусских коллег по макраме»
В Беларуси достаточно много мастеров, которые плетут в технике макраме, но я не называю их конкурентами. Мне кажется, что каждый ремесленник найдет своего покупателя и сможет предложить именно то, что откликнется у конкретного человека. Я не отслеживаю их творчество и работы, так как просто нет на это времени.
Стараюсь ориентироваться на работы зарубежных мастеров, там проще найти очень крутые и креативные изделия. Наш рынок, к сожалению, идет немного позади. Правда, самой было интересно отметить, что я нахожусь у некоторых мастеров в черных списках в популярной соцсети. Это значит, что мои коллеги по цеху знают обо мне и считают достойным соперником на рынке.
«После создания масштабной работы может быть ступор и нужен отдых»
Очень воодушевляет показывать своей маленькой дочке мир, сам как будто громче начинаешь слышать птиц и видеть на небе в очертании белого облака медведя. В этом и есть мое вдохновение. В то время, когда нужно было совмещать макраме с основной работой, график был просто сумасшедший. Я приходила с работы, занималась дочкой и плела по ночам, это очень изматывало. В те дни выгорание приходило моментально, потому что не удавалось толком даже поспать, не говоря уже про развитие своего бизнеса и вдохновение.
Конечно, и сейчас после создания масштабных или срочных работ бывает ступор, когда отдых просто необходим. Восстанавливаюсь благодаря прогулкам в одиночестве. Могу выйти с утра, завести дочку в сад и нагулять 10 тысяч шагов. Барановичи – небольшой город, можно прогуляться в центр на утренний кофе, сделать небольшой круг – с утра это очень бодрит. Скоро добавлю бассейн в перечень регулярных тренировок.
«1800 рублей за 11 километров материала»
Материалы закупаю в Гродно и в Минске. У нас есть очень достойные производители. Некоторые позиции почти всегда есть в наличии, а часть из них изготавливают под заказ. Срок ожидания вполне приемлемый – 7-10 дней. Стараюсь материалы заказывать оптом: так и дешевле, и удобнее для меня. Люблю, когда есть запас, так я минимизирую свои «моральные» затраты – не нужно нервничать и ждать ниточки под каждое конкретное изделие.
Сейчас заказала 11000 метров хлопкового шпагата (это примерно 11 километров), по весу – около 45 килограмм. И из них каждый миллиметр пройдет через мои пальцы. Этого запаса мне хватит ориентировочно на 6-9 месяцев, все зависит от интенсивности поступления заказов. Ориентировочная стоимость этого объема – 1800 рублей.
Я работаю только с натуральными материалами, не могу побороть в себе нелюбовь к синтетике. Это отражается и на стоимости изделий. Хлопковый шнур, крученая веревка и шпагат – это не самые дешевые материалы, поэтому из заработка 35-40% уходит на расходники. Также я подтвердила свое «звание» ремесленника, поэтому плачу ремесленный сбор раз в год около 80 рублей.
«Самым сложным было совмещение роли мамы и “макрамемейкера”»
Плетением я занимаюсь самостоятельно, а вот заготовка деревяшек для работы – это дело семейное. Чаще всего всей семьей идем в лес, собираем их и везем домой. Супруг помогает мне их ошкуривать, а затем я сушу деревяшки и дополнительно шлифую их наждачной бумагой.
На начальном этапе самым сложным для меня было совмещение роли мамы и «макрамемейкера», ведь я начала заниматься творчеством, когда малышке было всего 8 месяцев. Конечно, материнство было у меня в приоритете, поэтому развитие в макраме было рывками, как только появлялось свободное время. Однако я смогла к этому приспособиться, но внутренний перфекционист-критик всегда говорил мне, что я недостаточно времени уделяю своему делу. Пришлось договариваться с собой – лучше идти вперед маленькими шагами, чем стоять на месте и ждать глобальные проекты.
«Для старта бизнеса потребовалось около 700 рублей»
Мой стартовый капитал для того, чтобы заняться макраме, составил около 700 рублей. Необходимо было купить инвентарь: стойку для плетения (я использую напольную вешалку IKEA за 150 рублей), блокнот, карандаши, иголки, крючки разного размера, рулетку, сантиметровую ленту, пилу, нож для очистки коряжек от коры, наждачную бумагу – за это заплатила около 100 рублей, а также запас материалов для работы – около 450 рублей. Знаю, что многие мастера для каждого нового заказа закупают материал отдельно, уменьшая объем «замороженных денег». Однако мне такой вариант не подходит.
Что касается заработка, то пока он нестабилен – бывает и 1500 рублей, а может быть и 700. Я не так давно уволилась, поэтому еще не успела поставить бизнес на «правильные и ровные рельсы стабильности». Самое главное сейчас – верить в себя, создавать красоту и нескромно показывать ее миру. И, конечно же, отдельное спасибо моему супругу за принятие этой ситуации и финансовую поддержку.
Абсолютно для каждого заказчика можно создать что-то индивидуальное, поэтому очень не люблю делать повторы. Разнообразие элементов и форм позволяет всегда сделать что-то уникальное с учетом предпочтения клиента. Сейчас мои работы живут не только в Беларуси, но и в Германии, Польше, США, очень надеюсь, что география будет расширяться.
«В месяц беру 5-8 заказов»
Для продвижения своего бренда и повышения его узнаваемости я решила участвовать в различных маркетах: вот уже получила свой первый опыт в Welcome Market в июне, а сейчас готовлюсь к «Чароўнаму Млыну».
Свой бизнес продвигаю с помощью таргетированной рекламы, ориентировочно на нее уходит около 150 рублей в месяц, порой и меньше. Планирую попробовать сотрудничать с блогерами. Сарафанное радио тоже отменно работает – периодически через заказчика, у которого дома уже есть мое изделие, приходят его друзья или знакомые.
В месяц я могу взять 5-8 заказов, все зависит от трудоемкости: на какое-то изделие необходимо 3-4 дня, а на другое – не менее 7. Однако вопросы в Instagram задают каждый день, но перевести их в заказ – процесс долгий. Очень много времени требуется на обсуждение проекта с заказчиком (иногда до 10 дней).
В данный момент работаю дома, поэтому мои нитки можно найти по всей квартире. Такой творческий беспорядок иногда раздражает. Мечтаю, чтобы у меня была своя мастерская. Открываешь в нее дверь – и попадаешь в собственную Нарнию. Уже рассматривала для себя различные варианты арендных помещений, но решила сперва выйти на стабильный ежемесячный доход. Собственные амбиции – дело хорошее, но должен быть баланс между дебетом и кредитом.