Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

«Мы постоянно недовольны образованием – начиная от учебников и заканчивая университетами».Что происходит в сфере

«Мы постоянно недовольны образованием – начиная от учебников и заканчивая университетами».Что происходит в сфере
Валентина Чекан и Евгений Луферчик
Валентина Чекан и Евгений Луферчик

Что сейчас происходит с образованием и как оно на самом деле способно повлиять на нас? Готовит ли оно детей к тому, что ждет их в будущем? Как изменения в общественной жизни отражаются на том, «на кого учиться»? Про все это рассказали на бизнес-завтраке «Делай бизнес» соучредители ООО «Центр образовательных инициатив и инноваций» Валентина Чекан и Евгений Луферчик. Приводим тезисы выступления.

«Мы лучше знаем, как нужно...»

Мы постоянно недовольны образованием – начиная от учебников и заканчивая преподавателями и университетами. В силу своей вовлеченности нам кажется, что мы лучше знаем, как нужно.

Образование – та сфера, которая испытывает на себе влияние технологических трансформаций. Мы живем в реальности четвертой промышленной революции, Индустрии 4.0, пользуемся интернетом вещей, для нас доступно строительство «умного дома». В странах Северной Европы уже около трети населения вживили себе чипы, которые позволяют делать покупки без кредитной карты или телефона.


Почему это важно и как влияет на образование? Изменения, которые стоят за развитием технологий, принципиальным образом меняют всю нашу действительность. Еще 70 лет назад мы жили в достаточно понятном мире – была определенная модель траектории жизни и понятный источник получения информации. Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Изменения рынка труда. Раньше было возможно закончить хороший университет, получить хорошее образование, устроиться (или распределиться) в стабильную организацию, построить там карьеру и уже оттуда выйти на пенсию. Но эта парадигма изменилась. Важные цифры: тем, кому 30 лет и меньше, каждые 8 лет придется кардинально менять свою профессию!

Сейчас многие стараются отправить ребенка «куда-нибудь в айти». Но помните: средняя «продолжительность жизни» специалиста в IT-сфере во всем мире находится в «вилке» от 5 до 8 лет. После этого, каким бы отличным специалистом вы ни были, приходится менять сферу. Нам кажется, что эта специальность обеспечит ребенку успех на всю жизнь, но это не так.

Наш биосоциальный вид отличается тем, что нас интересует не столько материальная отдача от своего труда, сколько получение положительной обратной связи от общества, в котором мы живём. Важно услышать, что то, что мы делаем, хоть для кого-то важно и нужно. А разработчики, особенно работающие на аутсорсе, выполняя проектную работу, сталкиваются с тем, что не видят результатов своего труда, это ведет к профессиональному выгоранию. Кроме того, есть «стеклянный потолок» карьерного роста. За 5 лет начинающий айтишник из джуна становится синьором и тимлидом, и что дальше?..

Экологические изменения тоже меняют нашу реальность и ту среду, в которой мы живем. Именно решением этих проблем будет заниматься годах в 50-х поколение Альфа – те самые, которые рождаются сейчас.

Изменения в социальных, этических и семейных отношениях. Инклюзивность культуры, отношение к другому, включение всех во все, развитие личных границ – мы меняем это в себе, а для наших детей это – базовая настройка с рождения. А еще наша культура стала детоцентричной – отношение к детям перестало быть утилитарным по принципу «больше детей – больше рабочих рук».

Меняется состав семьи. Мы живем в серийной моногамии – за жизнь у нас несколько 8-10-летних отношений с разными партнерами, а после расставаний мы легко заводим новые семьи. Связи между семьями становятся все более размытыми, все больше нуклеарных семей (папа–мама–ребенок). Появляются «семьи осколочного типа» – когда родители расходятся и начинают каждый жить свою самостоятельную жизнь. Все больше семей «супружеского типа» – взрослые люди, которые выбирают жизнь без детей.

Есть миф, в нашей стране и не только: «Институт учительства девальвировался из-за его непривлекательного социального статуса. Если мы поднимем учителям зарплату, то мы и подрастающее поколение учителей будем воспринимать по-другому». На самом деле это не так! Девальвация института учительства связана с беспрецедентным доступом к информации и цифровой реальности. Еще лет 30 назад нужно было или слушать учителя и конспектировать, или самостоятельно с учебником разбираться в теме. Сегодня учительство – не сакральная профессия, все можно узнать у Гугла. И каждые 2 года количество информации в мире удваивается. Роль современного учителя – быть организатором процесса обучения и развития, а не транслятором готовых знаний.

Поколение Альфа – какие они?

Это дети до 6 класса включительно. Их становится все больше, уже в мире 2 миллиарда Альфа-детей. У них есть свои особенности, связанные с изменениями в экономике, экологии, технологии, информации. Они обладают совсем другими паттернами поведения, чем мы.

Интернет как образ жизни. Для нас это инструмент, мы им пользуемся и иногда спрашиваем себя: «Зачем мне Инстаграм? Для чего я разговариваю в этом чате?» – то есть для нас это ментальный выбор. Для детей это не инструмент, а образ жизни и естественный процесс, они интуитивно с детства осваивают планшет, учатся смахивать влево-вправо.

Индивидуализация контента. Дети абсолютно уверены в том, что у них не может быть такой же ленты, как у соседа по парте. «Мы же разные», – говорят они.

Цифровой след у этих детей с рождения, во многом благодаря родителям, которые с их первых дней выкладывают в свои соцсети фотографию их ножек, ручек или бирочек.

Критическое мышление и умение распознавать fake news. Взрослых учат делать фактчекинг, а дети рождаются со встроенной настройкой: «Интернет – это хорошо, но верить ему нельзя по умолчанию».

Осознанное потребление контента. Эти дети всегда знают «зачем». Для них соцсети дают возможность устанавливать прочные социальные связи.

Желание принимать самостоятельные решения. Тревожные родители в 2022 году считают, что надо «подоткнуть соломку» со всех сторон и принять за ребенка все решения. Как правило, это родители решают, «куда ребенок будет поступать». Но доказано – не бывает технарей и гуманитариев! Все зависит от среды, в которой росли дети, поэтому важно их всесторонне развивать. Почему дети все время в смартфоне? Там они могут принимать самостоятельные решения, там нет родительской тревожности.

Осознанное отношение к своему здоровью. Давайте по-честному – мы в их возрасте вообще не думали про здоровье, а они отказываются от курения и алкоголя. И вообще – не делают многих вещей, которые нарушают целостность их здоровья, включая психическое.

Так чему сейчас учить и что развивать?

Важное #1. Самоопределение: Какой я? – помочь личности понять себя (добрый/злой, что нравится, гендер). Зачем я? – определить предназначение.

Важное #2. Экзистенциальные навыки: способности ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание или способность к саморефлексии (осознанность), способность учиться или переучиваться (саморазвитие).

Важное #3. Кросс-контекстные навыки: soft skills (работа в команде, коммуникация, управление конфликтами, эмоциональный интеллект), hybrid skills (тайм-менеджмент, селф-менеджмент, критическое мышление, целеполагание), digital skills (цифровая идентичность и безопасность, инструменты и среды, цифровая грамотность), hard skills (навыки чтения, письма, работа с данными, исследование, дизайн).

Важное #4. Контекстные навыки (конкретные сферы): программирование на конкретном языке, вождение автомобиля, знание конкретного иностранного языка, игра на баяне.

Помните: половины специальностей, которые будут существовать в 2050 году, еще даже не существует и их не изобрели. Так что не надо выбирать за детей, чему учиться и какую первую профессию выбирать. Пусть подростки решают сами, а роль родителей – любить своих детей, поддерживать их и показывать различные варианты.


Реклама

Вы — предприниматель или топ-менеджер? Платформа Myfin.by помогает быстро найти и сравнить кредиты для бизнеса на любые цели: от улучшения оборота до расширения. Сравните предложения всех банков и подайте заявку без лишних шагов!

Почему Myfin.by?

- Сравнение всех предложений — получите лучшие ставки и условия от ведущих банков.

- Простота и удобство — выбирайте условия и оформляйте заявку онлайн, без визитов в банк.

- Экономия времени — забудьте о часах поисков и бумажной волоките.

- Полная прозрачность — ясные условия, никаких скрытых комиссий.

Планируете расширение или модернизацию бизнеса? Найдите подходящий кредит на Myfin.by и получите деньги на развитие прямо сегодня!

Подобрать кредит для бизнеса

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все