С изменениями в налогообложении, которые ждут ИП и малый бизнес уже в 2023 году, старт собственного дела становится все более сложной задачей. Начиная с вопроса, какую бизнес-модель лучше выбрать. Некоторые предприниматели считают покупку франшизы менее рискованным бизнесом. Поговорили с председателем Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольгой Леонтьевой о емкости этого рынка и перспективах франчайзинга в Беларуси в ближайшем будущем.
Смена декораций: вместо американского Sbarro – «Минский мясокомбинат»
Франчайзинг в Беларуси – довольно молодой сектор. Первый договор франчайзинга был заключен в 2006 году между белорусскими резидентами – сетью магазинов «Родная сторона» (компания НТС) и ОАО «Центр». Компания НТС использовала франчайзинг для развития сети магазинов в регионах до 2015 года, после чего вся сеть, включающая более 80 магазинов, была передана сети «Доброном».
– В начале пути наш рынок франшиз наполнялся иностранными компаниями. Но с 2017-2018 годов стали преобладать российские и белорусские франчайзинговые концепции. А с 2020 иностранные компании начали останавливать развитие своих сетей в нашей стране. В итоге теперь 37% от представленных франшиз – российские, 34% – белорусские, – рассказывает Ольга Леонтьева.
Эксперт отмечает, что уход иностранных компаний с белорусского рынка был менее интенсивным, чем с российского. Однако нужно учитывать, что большая часть крупных международных франшиз выходила в нашу страну через российских пользователей (мастер-франшиза на Россию и Беларусь). А значит, при расторжении основных договоров франчайзинга с российскими пользователями автоматически будут подлежать расторжению и договоры субфранчайзинга, благодаря которым иностранные бренды представлены в нашей стране.
Новички 2022 года: кто пришел на рынок?
Пополнение рынка в этом году происходило в основном за счет национальных брендов. Свои франшизы представили белорусские производители – «гриль на колесах» от ОАО «Минский мясокомбинат», точки по продаже тортов и пирожных «Кусочек счастья», салоны дверей GRADDOOR.
В ретейле появилась франшиза от крупной сети зоомагазинов Zoomarket, в услугах – франшизы центров по ремонту телефонов и продаже аксессуаров MyFix, услуг по ремонту балконов «Окна-Нова».
Есть новые франшизы в общепите: владельцы активно развивающейся сети «Хинкальня» представили новую франшизу «Одесса-мама». К выходу на рынок готовы франшизы известных в стране сетей Brioche Paris и Lidbeer. Новую концепцию кофеен to go без бариста представила крупнейшая сеть в этом сегменте «Кофе Саунд».
– Также отмечу появление новых франшиз в сегменте агрофранчайзинга. Это франшиза фермерского хозяйства «Ёдишки» и франшиза учебно-практических центров «Центры передового агробизнеса», – добавляет Ольга Леонтьева.
Ретейл, общепит или производители белорусских товаров – кто в лидерах?
В Беларуси представлены франшизы в самых разных отраслях и направлениях деятельности. Но подавляющее большинство – 47% – в ретейле. Еще 27% франшиз в стране предлагают различные услуги для населения, 21% работают в сфере общепита. Также 5% оказывают услуги для бизнеса и занимаются производством.
Несмотря на эти цифры, Ольга Леонтьева не выделяет какие-то ниши, которые можно назвать наиболее перспективными. Одинаковые бизнесы со схожей концепцией могут иметь совершенно разные результаты.
– Но можно выделить те, которые пользуются наибольшим спросом в последние 6 месяцев. Это франшизы с инвестициями до $15 000, заявленным сроком окупаемости до 2 лет, от известных на рынке сетей.
Существенная часть запросов приходит на франшизы торговых точек от крупных белорусских производителей: «Красный пищевик», «Коммунарка», «Кристалл», «Минский мясокомбинат». Еще один лидер – службы доставки и точки выдачи крупных маркетплейсов. Третью строчку по популярности в запросах занимает общепит (включая кофейни).
Какие франшизы по карману начинающему предпринимателю?
Самыми дорогими являются франшизы в сфере гостиничного бизнеса, общепита, ретейла (супермаркеты, магазины известных брендов). Эти направления потребуют от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов инвестиций и вряд ли подойдут тем, кто начинает бизнес с нуля.
С наименьшими инвестициями можно стать владельцем бизнеса в сфере услуг – в каталогах франшиз есть предложения до $5 000. Например, в такую сумму можно уложиться, став частью упомянутых выше брендов «Кофе Саунд», «Кусочек счастья», «Минск Кристалл».
Либо присоединиться к миру барных викторин «Мозгобойня», открыть еще один центр дошкольного развития «Бэби Клаб» или заняться оптовой торговлей запчастями и шинами с «Контрактором».
Это лишь часть белорусских франшиз, есть и другие, в том числе зарубежные, каждая из которых не только делится именем, но еще предлагает технологии и поддержку франчайзера.
Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале.
Связаться с редакцией: @myfinby_bot.
Лизинг для бизнеса – это когда машина зарабатывает!
Выгодные условия от БНБ-Банка:
- Валюта: BYN
- Льготная ставка: 11,99%
- Условие для льготной ставки – открыть счет и подключить пакет РКО
- Заключить лизинговый договор до 23.03.2025
- Срок: до 60 месяцев
- Аванс: от 10%
- Сумма: до 250 000 USD
- Типы авто: легковые и грузовые, новые и б/у
– Востребованность франчайзинга возрастает в периоды кризисов и больших изменений. Увольнений становится больше, закрываются бизнесы – и люди начинают искать возможности самозанятости с минимальными рисками.
Франчайзинг как раз дает такие возможности: в партнерстве с другими предпринимателями проще находить решения возникающих вопросов, конкурировать за внимание потребителя. Можно экономить на совместном использовании ресурсов. Франшиза позволяет избежать многих ошибок, а при существенных изменениях в правилах работы – находить оптимальные решения для предпринимательской деятельности.