
- Формула «наибольшего благоприятствования»: спасение от ценового беспредела?
- Регулировать или вдохновлять: две стратегии фармацевтической реформы
- Медстраховки под ударом: когда политика диктует экономику
- Белорусский сценарий: Трамп берет курс на госрегулирование
- Фармгиганты считают убытки: $1 трлн — цена реформы?
- Рынок отреагировал ростом: чего испугались инвесторы?
Президент Трамп 12 мая подписал указ, согласно которому фармкомпании обязаны в 30-дневный срок снизить цены на рецептурные препараты в США. Министерству здравоохранения и социальных служб США предписано в течение месяца определить ценовые ориентиры для производителей, которым дается 6 месяцев, чтобы привести цены в соответствие с установленными значениями. В противном случае власти грозят применить административные меры по удешевлению лекарств и отменить торговые ограничения для импорта.
Формула «наибольшего благоприятствования»: спасение от ценового беспредела?
Указ декларирует принцип «наибольшего благоприятствования», согласно которому медикаменты в США не должны стоить дороже, чем их аналоги в других развитых странах. Трамп уверяет, что таким путем удастся снизить цены на лекарства на 59—90%.
Однако, по мнению специалистов, указ выглядит неубедительно. В нем даже не названы конкретно лекарства, цены на которые должны регулироваться, ни страны, которые должны служить эталоном для ценообразования.
Регулировать или вдохновлять: две стратегии фармацевтической реформы
Неделей раньше, 5 мая Трамп подписал указ, призванный стимулировать рост объемов фармацевтического производства в США. В частности ряду ведомств предписывается сократить сроки выдачи необходимых разрешений на строительство заводов и устранить административные барьеры.
В настоящее время считается, что на строительство новых мощностей для производства фармпродукции требуется 5-10 лет. Власти намерены их значительно сократить.
Действительно, цены на большинство лекарств в США в разы, а на некоторые – даже на порядок выше, чем в странах ЕС, Японии и Великобритании. По данным аналитического центра Rand, в среднем американцы платят за лекарства почти втрое больше, чем другие страны. Отчасти это связано с покупательной способностью населения США, но в еще большей степени – с особенностями американской страховой медицины. На самом деле американцы гораздо больше тратят на услуги врачей, а на стоимость лекарств накладываются огромные административные издержи страховых компаний.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Медстраховки под ударом: когда политика диктует экономику
При этом традиционно в США государство почти не вмешивается в вопросы ценообразования на лекарства и медицинские услуги. Но теперь Вашингтон пытается сократить государственные расходы на социальную сферу, прежде всего – на медстраховки Medicaid – почти на $880 млрд, чтобы хоть частично покрыть потери от запланированного снижения налогов на $4,5 трлн. – сумма, почти равная годовым расходам федерального правительства на здравоохранение ($4,7 трлн).
Белорусский сценарий: Трамп берет курс на госрегулирование
Чтобы добиться поставленных целей, администрации Трампа придется усилить вмешательство государства в медицинскую сферу – примерно так же, как в Беларуси, где государство регулирует как цены на многие лекарства, так и тарифы на медицинские услуги. Одним из основных инструментов является регистрация предельных отпускных цен белорусских и зарубежных производителей лекарств. При этом предельная отпускная цена определяется исходя из среднего значения двух показателей: средневзвешенной фактической отпускной (контрактной) цены, скорректированной на индекс потребительских цен; среднего арифметического значения, рассчитанного исходя из минимальных отпускных цен производителей в 14 странах (Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Казахстан, Латвия, Литва, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Франция, Чехия, страна производителя нерасфасованной продукции). В частности, по состоянию на 16 апреля текущего года МАРТ согласовал цены на 805 препаратов.
Фармгиганты считают убытки: $1 трлн — цена реформы?
Между тем, крупнейшая лоббистская организация в фарминдустрии PhRMA (Pharmaceutical Research and Manufacturers of America) предупредила, что новая ценовая политика обойдется медкорпорациям более чем $1 трлн до конца десятилетия. Это приведет к существенному сокращению инвестиций на разработку новых лекарств.
Рынок отреагировал ростом: чего испугались инвесторы?
Пока же подписание указа привело к росту котировок фармацевтических корпораций. Так, акции Gilead подорожали на 7%, Moderna и MSD (Merck&Co.) — на 6%, Pfizer, Amgen и Bristol-Myers Squibb — на 3%, Eli Lilly — на 2%, а Johnson & Johnson — на 1%. Аналитики объясняют это не стимулами для производителей, а тем, что рынок ожидал гораздо более жестких ограничений. В отчетах по итогам I-го квартала почти все эти компании отмечали, что их планам на этот год могут помешать волатильность доходов из-за колеблющегося спроса, регуляторных препятствий и возможных изменений в госполитике здравоохранения на американском рынке.