
Открыть собственную кофейню мечтают многие – кто-то из-за любви к самому напитку, кто-то из желания создать свое атмосферное местечко. Но любой бизнес не только про благие намерения, но и про деньги. В совместном проекте с сетью кофеен VARKA решили разобраться, насколько прибылен сегодня кофейный бизнес, сколько нужно времени для окупаемости заведения и сколько реально зарабатывать в этой сфере.
Сколько стоит открыть кофейню и когда она начнет приносить прибыль?
Сколько кофеен сегодня работает в Беларуси – сказать трудно. Дело в том, что многие кофейни регистрируются просто как кафе или даже бары. Централизованной базы и статистики не ведется. Однако, по оценкам экспертов, на начало 2023 года только в Минске работало более 1000 кофеен. За год кофейный сегмент в Беларуси показал рост в 15%.
Сразу оговоримся: есть множество вариантов открыть кофейный бизнес:
- кофейня с посадочными местами под собственным брендом;
- кофейня с посадочными местами по франшизе под известным брендом;
- покупка готового кофейного бизнеса;
- открытие кофе-поинта или корнера в ТЦ/ТРЦ/БЦ;
- открытие кофейни самообслуживания по франшизе;
- открытие кофейни самообслуживания под собственным брендом.
Разумеется, цена вопроса для каждого из вариантов будет сильно отличаться.
Начнем с базового понимания – открытие собственной кофейни в среднем обходится в 700-900$ за квадрат. Обычно кофейни имеют площадь от 35 до 70 м2. То есть средние инвестиции в запуск заведения – от $25-50 тыс. для кофейни с посадочными местами. Такую сумму тратят на открытие кофеен под собственным брендом. Но в Беларуси есть несколько крупных и успешный кофейных сетей-франшиз. И открытие кафе с посадочными местами под известным брендом, как правило, обходится дешевле.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес-кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты РКО
- кредитные карты
- расчетные карты
- услуги лизинга новых авто
- услуги лизинга авто с пробегом
- услуги лизинга авто для бизнеса
Успешная кофейня с посадочными местами в Беларуси продает от 100 чашек кофе в день (1,5-1,8 кг кофе). В Минске цифра выше (от 170 чашек кофе в день, или 3-3,5 кг кофе в день). Но зарабатывают кофейни не только на самом напитке, но и на десертах. Средний чек клиента в регионах – 10-11 руб., в Минске – около 11-13 руб. (кофе с десертом). Средняя выручка для кофейни в регионах – от 700 руб. в день, Минске – от 1200 руб.
Успешная кофейня самообслуживания в Беларуси в среднем приносит выручку 150 руб. в день. На окупаемость такого автомата удается выйти в течение 6+ месяцев.
Все это звучит довольно привлекательно и оптимистично. Но есть и отрезвляющая статистика: 2/3 кофеен закрываются в первый же год своего существования, а 80% – в последующие пять лет. Почему так происходит? Обычно проблема в том, что у владельцев бизнеса не совпали ожидания и реальность. Средняя рентабельность в кофейном бизнесе – 15-20%. А выход на окупаемость – 24 месяца.
Заведения, открытые по франшизе, обычно окупаются быстрее. Например, кофейня по франшизе VARKA в среднем выходит на окупаемость через 12 месяцев.
Так получается в силу того, что франчайзи получает сопровождение и поддержку от управляющей компании: бизнес-план и бизнес-модель, консультации по всем аспектам деятельности, контакты поставщиков, обучающие гайды для персонала и менеджмента, IT-инфраструктуру и маркетинговую поддержку. Это все – огромные вложения, которые франчайзи не придется брать на себя.
Если вы задумались открыть кофейню…
- Выбор места
Некоторые выбирают выкуп права аренды помещения, чтобы не зависеть от настроений владельца площадей. Многие мечтают оформить госаренду, но 90% рынка – коммерческая недвижимость от частных компаний.
Лучше всего выбирать помещения в спальных районах. Как показывает практика, «на районе» выше средний чек. Кроме того, в спальниках ниже конкуренция и стоимость аренды.
Оптимально выбирать помещение, в котором ранее уже размещался объект общественного питания. Такой вариант уже будет соответствовать некоторым характеристикам, важным для открытия общепита.
Чаще всего работают с помещениями, в которых есть чистовая отделка. Но иногда приходится выбирать и объекты на стадии «голый бетон», что увеличивает сумму необходимых инвестиций.
При выборе помещения необходимо обращать внимание на внешние факторы, проводить анализ «квадрата», в котором находится помещение. Учитывать нужно все: инфраструктуру, транспортные потоки, проходимость, состав жителей в данном районе и т.д.
Человеку без опыта в этой сфере лучше опираться на анализ экспертов, у которых есть опыт в данной нише. Уникальность франшиз в том, что они помогают в подборе помещений, консультируют и сопровождают сделку с арендодателем. Именно поэтому многие выбирают работать по франшизе, ведь процесс подбора помещения проходит значительно проще.
- Бухгалтерские и юридические вопросы
Для начала нужно определиться с формой собственности и системой налогообложения и для этого провести ряд бюрократических процедур. Каждому объекту общепита необходим ряд документов и разрешений для благоприятной деятельности заведения.
Конечно, все эти этапы можно пройти самостоятельно. Но, как показывает практика, такой путь связан с массой ошибок, особенно когда нет опыта. Поэтому лучше сотрудничать с компаниями, которые все эти этапы уже проходили и подробно расписали, у которых есть возможность давать полную юридическую поддержку.
- Поиск поставщиков кофе и других расходников
В Беларуси около 20 компаний, которые занимаются поставкой и обжаркой кофе. Но выбрать среди них новичку в кофейном бизнесе будет непросто. Опираться только на личные предпочтения не самый надежный вариант. А консультация эксперта в данной сфере потребует дополнительных вложений.
В случае работы по кофейной франшизе, предприниматель сразу получает все данные и контакты уже проверенного и зарекомендовавшего себя поставщика. К тому же за счет сотрудничества с франшизой закупка кофе осуществляется по более привлекательной цене, т.к. поставщики обычно применяют скидки за объем заказа. И так не только с кофе.
- Выбор оборудования
Новички в кофейном бизнесе думают, что нужно обязательно купить кофемашину. В среднем такое удовольствие стоит около $3 тыс. Дополнительно также нужно приобрести кофемолку – еще около $700. Не всегда самая дорогая = самая лучшая, но и самую бюджетную выбирать не стоит. Все-таки кофейная культура в Беларуси уже достаточно развита, чтобы гости могли отличить хороший кофе и правильное приготовление от посредственного.
При этом большинство кофеен берут кофемашину в аренду. Это снижает сумму инвестиций. Аренда оборудования обходится в среднем в $100 в месяц.
И снова проще всего работать по франшизе. При помощи управляющей компании можно открыть кофейню «под ключ» или получить подробный гайд по выбору всего необходимого: от кофемашины до бумажных стаканчиков.
- Найм бариста
В кофейном бизнесе высокая текучка кадров. Квалифицированного и опытного бариста найти непросто, а удержать в кофейне надолго – еще сложнее. Многие бариста сами открывают заведения, т.к. опираются на профессиональные знания и опыт, некоторые уходят в другие профессиональные сферы или просто переходят из одного кафе в другое в поисках лучших условий.
Найм неопытного специалиста чреват потерей клиентов, репутации и в конечном итоге – прибыли. На самом деле именно от профессионализма и харизмы бариста зависит огромная часть успеха заведения. А чтобы обучить бариста с нуля, потребуется немало времени и вложений в соответствующие курсы.
При открытии кофейни по франшизе нанять персонал гораздо проще. Например, у VARKA есть собственная школа бариста, которая помогает с поиском, обучением, наймом и введением сотрудника в должность.
- Продвижение кофейни и привлечение клиентов
Огромная доля успеха кофейни зависит от продвижения и привлечения клиентов. Во-первых, о ней должны узнать, а во-вторых, выбрать из десятков других кофеен именно ее. Сегодня почти в каждом микрорайоне будет с десяток кофеен, которые будут делить посетителей между собой, в центре конкуренция еще выше. Поэтому качественно выстроенный маркетинг, стратегия продвижения, работа с соцсетями, лидерами мнений – все это важные составляющие успешности заведения.
Еще одна причина открывать кофейню по франшизе – вы открываете уже известное заведение и сразу получаете место на конкурентном рынке. К тому же маркетинговые мощности у сети гораздо выше. Вкладывать в маркетинг придется намного меньше, а может быть, и не потребуется совсем.
«Рынок стабилен для сетей, которые задают тренды»
Евгений Малашевский
Управляющий партнер сети кофеен VARKA
– Сети кофеен VARKA недавно исполнилось 3 года. За время работы компании удалось задать тренд в кофейной нише в нашей стране. По нашим оценкам, франшиза VARKA включает в себя наибольшее количество кофеен с посадочными местами под общим брендом в Беларуси. Конечно, помимо нашей франшизы, на рынке работает и множество других, но ниша кофеен «с посадкой» на данный момент определенно за VARKA.
На конец 2023 года сеть VARKA включает в себя 50 заведений с посадочными местами по всей Беларуси.
Открытие кофейни с посадочными местами по франшизе от VARKA обходится в сумму от $20 тыс. (около 65 тыс. руб.). Средний срок окупаемости – 12 месяцев. Выручка составляет в среднем от 30 до 70 тыс. руб. в месяц, а прибыль – от 4 тыс. руб. в месяц, но есть кофейни, где удается выходить на показатели и в 17 тыс. руб. в месяц.
В среднем для открытия кофейни требуется от 4 месяцев. Но важно понимать, что срок зависит от запросов партнера. Например, если хочется сделать кофейню с террасой и панорамными окнами, потребуется больше времени, как минимум на поиск подходящего помещения и ремонт в нем.
VARKA оказывает партнерам полное сопровождение до открытия заведения, а также в течение 5 лет после начала работы. Поддержка предусмотрена на следующих этапах:
- выбор и открытие подходящей формы собственности;
- выбор оптимальной системы налогообложения;
- подбор помещения, сопровождение договоренностей с арендодателем;
- дизайн и обустройство помещения кофейни «под ключ»;
- закупка оборудования, кофе, расходников и всего необходимого для работы кофейни;
- ведение коммуникации и договоренностей с поставщиками;
- проработка маркетинговой стратегии и планирование продвижения;
- обучение собственника менеджменту заведения, а также подготовка необходимых документов для управления;
- найм и обучение персонала;
- запуск заведения в тестовом режиме;
- организация праздничного открытия;
- сопровождение бизнеса на протяжении 5 лет с момента запуска.
Сейчас у нас уже есть множество успешных кейсов наших партнеров. Для примера: один из франчайзи вышел на окупаемость кофейни с посадочными местами всего за 10 месяцев! Наметилась тенденция на открытие нашими партнерами нескольких точек: сейчас в среднем франчайзи открывает по 2-3 точки. Это наглядно показывает, что наш продукт имеет твердую и надежную бизнес-модель и выделяется на рынке среди конкурентов.
Белорусский кофейный рынок на данном этапе только начинает уверенно оформляться, все еще формируется. С каждым годом открытие кофеен становится все более трендовым и востребованным. Например, в 2021–2022 годах активно росло количество кофеен с посадочными местами. А 2023 год ознаменовался трендом на кофейни самообслуживания.
При этом отмечу, что рынок остается стабильным только для сетевых игроков. Благодаря работе с большими объемами сырья, оптовым закупкам, сети имеют более низкий Food Cost (себестоимость продукта). Это позволяет оптимизировать работу, четче и увереннее планировать, выстраивать стратегию развития на более длительный период.
К слову, у нас большие планы. С 2024 года VARKA станет международной компанией. Мы активно работаем над тем, чтобы выйти на рынки Польши, Российской Федерации и Казахстана. Хотим тем самым укрепить позиции на рынке Беларуси и дополнительно расширить представленность, усилить наш бренд.
Подробнее узнать об открытии кофейни под брендом VARKA можно на сайте компании. Там же можно заказать полную презентацию для будущих партнеров и получить консультацию по открытию кофейни.