
Компания Wildberries в случае бракоразводного процесса может быть разделена между Татьяной и Владиславом Бакальчуками как совместно нажитое в браке имущество. Такое предположение высказал Владислав Бакальчук в интервью РБК.
Как могут поделить компанию из-за развода?
По словам Владислава, у них с Татьяной не заключен брачный договор, поэтому все имущество в случае развода делится пополам. Он также выразил надежду, что у них с Татьяной получится договориться о разделе без суда.
Вчера Татьяна Бакальчук выступила с заявлением о том, что компании ничего не угрожает, Wildberries продолжает работу и процесс объединения с компанией Russ. А заявление ее мужа – следствие начала бракоразводного процесса.
«Я не понимаю, для чего и с какой целью Владислав вводит в заблуждение других людей. И у меня, и у детей все хорошо. Мне очень жаль, что семейные трудности стали достоянием общественности. Мне жаль, что Владислав принял решение рассказать о наших личных отношениях на всю страну. Со своей стороны, позвольте, оставлю подробности бракоразводного процесса при себе», – сообщила Татьяна Бакальчук.
Российское право предусматривает законный режим имущества супругов – это режим совместной собственности. В такой собственности доли не выделены и все совместно нажитое имущество безраздельно принадлежит обоим супругам на 100%, они выступают «фактически как единый субъект», объясняет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай.
Законный режим можно изменить внесудебно – брачным договором или соглашением о разделе имущества – либо выделить доли в супружеской собственности в судебном порядке. Такими договорами можно предусмотреть и раздельную собственность супругов, и значительно более сложные конструкции, рассуждает Тягай. Благодаря им, в частности, супруги могут обеспечивать себе свободу и независимость в части распоряжения личной собственностью без согласия второго супруга.
- потребительские кредиты
- кредиты на авто
- бизнес кредиты
- кредиты на жилье
- вклады
- займы
- продукты рко
- кредитные карты
- расчетные карты
- лизинг новых авто
- лизинг бу авто
- лизинг авто для бизнеса
«Таким образом, в данной ситуации, независимо от сведений из ЕГРЮЛ, ключевое значение имеет то, существует ли между супругами брачный контракт или соглашение о разделе имущества», – указывает она.
При этом статус супругов не влияет на порядок принятия решений о создании совместных компаний и переводе дочерних структур под объединенное юрлицо. Подобные вопросы решаются в соответствии с уставом ООО «Вайлдберриз», указывает Владислав Чуканов, корпоративный юрист, эксперт образовательной платформы Moscow Digital School.
«Устав устанавливает, какое количество голосов необходимо, и необходимо ли вообще, для одобрения сделки по созданию совместного предприятия и передаче долей в дочерних компаниях. Кроме того, на вопрос может влиять также корпоративный договор, если он заключен между участниками-супругами», – поясняет юрист.
Чуканов назвал «потенциально возможным» возврат дочерних компаний из-под объединенного юрлица в основную структуру, но это также зависит от содержания устава компании, корпоративного договора (при наличии), а также от условий сделок, которыми непосредственно передавались доли в дочерних обществах, оговорился он.
Кому принадлежит Wildberries?
С момента основания компании,100% ООО «Вайлдберриз» находилось в собственности Татьяны Бакальчук. В 2019 году 1% доли компании был передан в собственность Владислава Бакальчука. Данное юрлицо зарабатывает основную выручку и ответственно перед партнерами и клиентами компании. У компании ест ряд дочерних юрлиц в регионах. По данным финансовой отёчности выручка Вайлдберриз по РСБУ достигла 539 млрд российских рублей в 2023-м (рост на 70% за год), чистая прибыль составила 19 млрд.
Есть также отдельная компания «Вайлдберриз Банк», которая на 100% принадлежит Татьяне Бакальчук.
В июне этого года Russ и Wildberries объявили о планах по «объединению с целью создания цифровой торговой платформы». Как отмечалось в совместном заявлении, платформа будет присутствовать в странах Африки, Азии, Ближнего Востока, СНГ, Индии и Китае и охватит более 5,8 млрд пользователей. Проект также подразумевает глобальную офлайн-сеть, состоящую из логистических центров, сети магазинов, складов и офисов.
В середине июля ООО «Вайлдберриз» переоформило на объединенную компанию около двух десятков своих дочерних юрлиц, в их числе – региональные отделения во Владивостоке, Оренбурге, Нижнем Новгороде. Параллельно с этим в СМИ появилась информация об уходе из Wildberries нескольких топ-менеджеров. По информации Forbes, в их числе – исполнительный директор Ольга Наумова, которая пришла в Wildberries в июне, исполнительный директор Алексей Духанин и финансовый директор Ирина Матачунас.
В то же время в публичной оферте Вайлдберриз появился пункт, согласно которому права и обязательства ООО «Вайлдберриз» перед продавцами могут быть переданы ООО «РВБ» после уведомления.
По данным СПАРК, ООО «РВБ» было зарегистрировано 4 июля в Москве. Его учредителями значатся ООО «СТИНН» (35%) и ООО «Вайлдберриз» (65%), а генеральным директором – глава крупнейшего в России оператора наружной рекламы Russ Роберт Мирзоян.
«Права и обязанности «Вайлдберриз» переходят к ООО «РВБ» в полном объеме и в том составе, в котором они существуют на момент перехода, в том числе к ООО «РВБ» переходят обязанности по возврату продавцу товаров и возмещению убытков продавца», – говорилось в документе.
Новые доли в объединенной компании
Как рассказал в интервью Владислав Бакальчук, про условия объединения Wildberries с Russ он узнал следующим образом:
– Когда пришло письмо, они приехали и сказали: «Ну вот объединение, мы хотим совместную компанию». То есть они уже обо всем договорились, сходили к президенту и поставили меня перед фактом. При этом предложив в рамках совместной компании мне долю 10%, ей – 10%, а 80% получает Russ. При этом оборот компании Russ меньше, чем обороты Wildberries, в 100 раз.
– Соответственно, с учетом того, что СП создано на условиях 35/65, вы на это не согласились...
– Я вообще не соглашался. Я был не против сделки, потому что у меня слабая позиция была в рамках того, что я в текущей ситуации не собственником был. Плюс есть письмо президента некое. Я хотел, чтобы сделка была прозрачной. Мы три раза встречались, предлагали всякие условия, но никакой конкретики не было. Потом в какой-то момент со мной просто перестали общаться. Поняли, что, если я не соглашаюсь, сделают все без меня. Потом я уже все узнавал по факту. 5 июля была зарегистрирована компания, потом туда перевели все «дочки» Wildberries – это компании, на которых склады висят, еще какие-то активы, суммарно миллиардов на 50 рублей. И сейчас хотят туда уже все перевести.
Владислав Бакальчук считает, что сможет договориться с супругой без привлечения суда:
– Вы наверняка консультировались с юристами или друзьями – есть ли варианты оспорить сделки? И есть ли у вас желание вернуться в компанию и продолжить заниматься бизнесом вместе с женой?
– Конечно. Ну, юридически через суд можно все это оспорить и вернуть 50% и какой-то контроль.
– Вы пойдете в суд?
– Мне не хотелось как бы через суд все это делать – это означает, что мне надо иск подавать к жене. Это такой долгий–долгий процесс. Я думаю, мы договоримся.
Ранее, напомним, российская компания приобрела земельный участок под Минском для того, чтобы воплотить там проект крупнейшего распределительного центра в стране.