Чтобы подготовиться к налоговой проверке, нужно понимать, какой период работы компании налоговые органы будут рассматривать при проверке и когда его могут увеличить. В вопросе разобрался налоговый консультант, руководитель компании «Точный расчет» Александр Самсонов.
Кто проверят и какой период
Проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства могут проводиться как налоговыми органами, так и иными структурами (УДФР КГК).
Глубина проверяемого периода и возможные последствия в части доначисления налоговых и иных платежей, периодов начисления пеней зависят от оснований, вида проверки, проверяющих органов.
Базовый уровень проведения выборочной или внеплановой проверки (Указ № 510), проверок, предусмотренных НК (выездных, камеральных), – 5 календарных лет.
Проверка соблюдения налогового законодательства проводится за период, не превышающий пяти календарных лет, если иное не установлено законодательными актами, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.(ч. 1 п. 16 Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).
Положения о 5-летнем сроке проверки предусмотрены и в отношении проверок, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 1 ст. 73, п. 4 ст. 74 НК).
Могут ли увеличить 5-летний период?
Несмотря на то что 5-летний срок является пресекательным и предполагается, что за пределами данного срока проверка не проводится, а налоги, после наступления срока уплаты которых прошло более 5 лет, не доначисляются, из данного правила есть исключения.
Так, срок проведения проверки не ограничивается в ряде случаев:
- при проведении проверок по поручениям ряда должностных лиц;
- при осуществлении проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
- при проверках соблюдения бюджетного законодательства,
- при проведении дополнительных проверок и т. д. (ч. 2 п. 16 Указа № 510).
Следуя из указанного исключения для 5-летнего срока, следующий период проведения проверок – срок, превышающий 5 лет.
Наиболее частый случай выхода за начальный срок, с которым может столкнуться компания, – проведение проверки по поручениям органов уголовного преследования при выявлении признаков налоговых преступлений.
Указ № 510 не содержит указаний на предельный срок для «исключений», но для проверок в части налоговых преступлений такой срок, как правило, составляет 10 лет.
Как продлевают глубину проверки
Цепочка, из которой 5-летний срок проведения проверки может трансформироваться в 10-летний, выглядит следующим образом. При проведении проверки налоговыми органами в рамках 5-летнего срока устанавливаются обстоятельства, позволяющие предполагать, что совершено налоговое преступление (ст. 243 УК РБ и т. д.). Материал налоговой проверки передается в соответствующие правоохранительные органы, как правило УДФР, возбуждается уголовное дело, в рамках которого уже налоговым органам поручается проведение проверки за пределами 5-летнего срока.
Налоговые преступления уголовным законодательством отнесены к категории тяжких, для которых установлен 10-летний срок давности привлечения к уголовной ответственности, что и обуславливает период такой проверки (без учета обстоятельств, прерывающих срок, и т. д.).
Практика налоговых проверок
Такая практика, например, применяется при проверках по «дроблению» бизнеса, когда проверка по поручению органов уголовного преследования проходит за 10-летний период, а по итогам проверки субъекту предъявляются огромные суммы доначислений (ущерба), сэкономленные на «дроблении» налогов, с учетом пеней за весь период.
Важно знать, что статья 33 НК применяется за периоды деятельности, предшествующие ее появлению в НК (2019 год), в том числе и в пределах 10-летнего периода.
Следует отметить, что пресекательный характер 5-летнего срока проверки позволяет субъектам на законных основаниях избежать привлечения к ответственности за случайные правонарушения, не повторяемые и не носящие системный характер, ошибки в исчислении налогов, если срок проверки таких нарушений истек, а субъект впоследствии являлся добросовестным плательщиком.