
Принятие криптовалют в мире усиливается. В этом году все ждут двух определяющих событий: создание криптовалютных госрезервов и регулирование криптовалют в США. И то и другое обязательно приведет к усилению позиций криптовалют как альтернативной платежной системы, и тот, кто быстрее освоит этот финансовый инструмент, получит преимущества перед конкурентами. Об этом рассказывает в своем Блоге на Myfin.by сооснователь и IT-директор ООО «Прим Брокер» Семен Глейм.
Преимущества криптовалют для бизнеса
Главное преимущество взаиморасчетов в криптовалюте заключается в том, что они осуществляются быстрее банковских транзакций. Использование криптовалют в расчетах имеет следующие преимущества:
- меньше посредников (банки, платежные системы, различные фин. агенты);
- снижение комиссий и ускорение транзакций;
- Возможность работы в странах с жестким валютным контролем и снижение издержек на операции.
Криптовалюта помогает привлечь инвестиции
Многие страны развивают криптовалютную инфраструктуру, что делает использование криптовалют в расчетах не только удобным, но и предпочтительным. Но это еще и способ привлекать инвестиции в стартапы.
Привлечение инвестиций через ICO (Initial Coin Offering) и STO (Security Token Offering) – это способы привлечения капитала для проектов, в основном в сфере блокчейна и криптовалют, путем выпуска и продажи цифровых токенов. Хотя оба метода имеют общую цель – финансирование, они существенно отличаются с точки зрения регулирования и юридической структуры.
ICO предполагает выпуск компанией собственных криптовалютных токенов в обмен на криптовалюты или фиатные деньги, STO – выпуск цифровых активов, аналогичных ценным бумагам. Отсутствие регулирования приводит и к рискам для инвесторов.
Хеджирование инфляционных рисков: за и против
Криптовалюты часто упоминаются как не подверженные инфляции активы, особенно это касается биткоина. Идея биткоина заключалась в том, чтобы создать деньги, которые не обесцениваются со временем. И в целом у криптовалют есть характеристики, которые помогают защищать средства от инфляции, но сохранение капитала в криптовалюте имеет множество рисков.
Сначала о плюсах с точки зрения инфляционных рисков:
- Ограниченная эмиссия и ограниченное предложение. Количество биткоинов ограничено 21 млн монет. Если обычные центробанки выпускают больше денег для решения экономических проблем, то с биткоином ситуация строго обратная. Это дефляционный актив: ограниченное предложение и высокий спрос приводят к удорожанию актива.
- Децентрализация. Криптовалюты не контролируются банками и правительством.
Минусами же являются волатильность и спекуляции – актив может очень резко меняться в цене.
Повышение лояльности
Выпуск токенов – простой способ завоевать лояльность, который в юрисдикциях стран СНГ не пользуется популярностью. Из локальных примеров можно вспомнить, как во время ПМЭФ – 2024 Промсвязьбанк выпустил токены на вино производства краснодарской винодельни «Николаев и сыновья». Здесь угадывается ICO-модель, поскольку с помощью токенов винодельня привлекла 2,6 млн рублей инвестиций.
Токенизацию можно использовать для повышения лояльности не только к брендам, но и к целым странам. Вспоминается пример Венесуэлы с токеном Petro. Несмотря на то что эксперимент признан неудачным, он привлек большое внимание и обеспечил широкое освещение в СМИ. Это позволило Венесуэле заработать репутацию одной из самых прогрессивных криптостран. Из недавних примеров – токен, связанный с американским президентом Трампом, о котором, вероятно, многие уже слышали.
Угрозы и перспективы
Главный риск для криптовалют и их возможностей – это неопределенность их статуса во многих юрисдикциях. Компании вынуждены адаптироваться к изменчивой правовой среде, выходя на международный рынок, и адаптация должна стать частью стратегии (если бизнес заинтересован работать с криптовалютой).
У блокчейна огромный потенциал с точки зрения его применения для разных задач бизнеса: взаиморасчетов, привлечения и вложения средств, торговли. Реализация этих возможностей зависит от того, насколько хорошо технология будет интегрирована в финансовые системы государств. И здесь мяч на стороне регуляторов.