Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

Кто сможет зарабатывать на факторинге: разъясняем требования и возможности нового указа

Кто сможет зарабатывать на факторинге: разъясняем требования и возможности нового указа
Фото носит иллюстративный характер, источник: freepik.com
Фото носит иллюстративный характер, источник: freepik.com

На этой неделе, 12 ноября 2024 года, был опубликован Указ № 416 «О деятельности по финансированию под уступку денежного требования (факторингу)» (далее – Указ), устанавливающий основные регуляторные требования к коммерческим организациям, которые намерены осуществлять факторинговую деятельность. О том, какие есть требования к новым организациям, а также суть ключевых пунктов Указа объяснил управляющий партнер юридической фирмы Art Legal Николай Артемьев.

Ранее мы рассказывали, в чем заключается суть факторинга, а также что последними изменениями в Гражданский и Банковский кодексы (вступают в силу 19 ноября 2024 года) легализован небанковский факторинг.

Это создает возможности для более широкого использования факторинга как альтернативного финансового инструмента, а также предпосылки для появления и развития коллекторской деятельности в Беларуси.

Что нового появилось в Указе?

Включение в реестр факторинговых организаций

Согласно п. 1.1 Указа коммерческие организации вправе заключать договоры факторинга, по которым ими в совокупности кредитору (кредиторам) предоставляется финансирование в сумме, превышающей 3000 базовых величин за календарный год, и на момент уступки требований просрочка исполнения денежных обязательств должника перед первоначальным кредитором составляет не более 180 дней, при условии включения в реестр факторинговых организаций.

Деятельность по заключению вышеуказанных договоров коммерческими организациями, не включенными в реестр, является незаконной и запрещается.

Из буквального толкования этого положения следует, что обязанность включения в реестр факторинговых организаций возникает при выполнении двух условий одновременно:

  1. Финансирование предоставляется одному кредитору или в совокупности нескольким кредиторам в сумме более 3000 базовых величин (сегодня это более 120 тыс. BYN) за календарный год.
  2. На момент уступки по договору факторинга просрочка исполнения денежных обязательств должника перед первоначальным кредитором составляет не более 180 дней.

Таким образом, в случае, если одно из указанных выше условий не выполняется, то, по нашему мнению, обязанность по включению в реестр факторинговых организаций отсутствует.

К примеру, если на момент уступки просрочка исполнения по основному договору составляет 1 год, т. е. более 180 дней, а размер финансирования превышает вышеуказанный порог в 3000 базовых величин в календарном году. В такой ситуации, полагаем, поскольку оба условия одновременно не выполняются, факторинговые сделки могут осуществляться без включения в реестр и без соблюдения требований Указа.

Вместе с тем отметим, что право давать официальные разъяснения по применению Указа возложено на Нацбанк как регулятора в данной сфере.

Основные требования к факторинговым организациям

Финансовая достаточность.

Основное требование – формирование уставного фонда в размере не менее 125 тысяч BYN.

При этом у Нацбанка есть право дополнительно установить финансовые нормативы в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности, случаи, размеры и порядок формирования и использования резервов факторинговыми компаниями.

Деловая репутация и квалификация ключевых лиц.

Необходимо обеспечить соблюдение требований к деловой репутации участников, бенефициарных и иных владельцев, а также требований к деловой репутации и квалификации руководителя факторинговой организации, должностного лица, ответственного за выполнение правил внутреннего контроля, ответственного лица в сфере ПОД/ФТ.

Раскрытие информации о бенефициарах и финансовом состоянии компании. Раскрытие информации об осуществлении факторинговой деятельности на сайте компании.

Объем и порядок раскрытия информации будет установлен Нацбанком дополнительно.

Наличие локальных правовых актов.

Факторинговая компания обязана разработать и иметь локальные акты, регулирующие правила осуществления факторинговой деятельности, управление рисками, в т. ч. внутренний контроль и ПОД/ФТ, проведение оценки платежеспособности кредитора и (или) должника, в отношении обязательств которых осуществляется факторинг.

Проведение ежегодного аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Исключения из сферы действия Указа

Указ не распространится на банки, НКФО, организации, находящиеся в процедуре экономической несостоятельности при совершении сделок с дебиторской задолженностью, и ряд иных субъектов.

Факторинг не является исключительным видом деятельности. Это означает, что любая коммерческая организация (в форме ООО и иных организационно-правовых формах) вправе осуществлять и иные виды предпринимательской деятельности, обеспечив при этом раздельный учет операций от факторинга.

Что в итоге?

Основные положения Указа вступают в силу через 6 месяцев после опубликования, т. е. 13 мая 2025 года.

За это время Нацбанком будут приняты меры по реализации Указа: установлен порядок создания и ведения реестра факторинговых организаций, порядок включения, внесения изменений, основания исключения из реестра факторинговых компаний, определены требования к правилам осуществления факторинговой деятельности и т. д.

Однако организации, осуществляющие факторинговые операции (продажа дебиторской задолженности через уступку денежного требования), которые не подпадают под регулирование Указа, полагаем, смогут осуществлять их уже с 19 ноября 2024 года, когда вступят изменения в Гражданский и Банковский кодексы, легализовавшие небанковский факторинг.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все