На этой неделе, 12 ноября 2024 года, был опубликован Указ № 416 «О деятельности по финансированию под уступку денежного требования (факторингу)» (далее – Указ), устанавливающий основные регуляторные требования к коммерческим организациям, которые намерены осуществлять факторинговую деятельность. О том, какие есть требования к новым организациям, а также суть ключевых пунктов Указа объяснил управляющий партнер юридической фирмы Art Legal Николай Артемьев.
Ранее мы рассказывали, в чем заключается суть факторинга, а также что последними изменениями в Гражданский и Банковский кодексы (вступают в силу 19 ноября 2024 года) легализован небанковский факторинг.
Это создает возможности для более широкого использования факторинга как альтернативного финансового инструмента, а также предпосылки для появления и развития коллекторской деятельности в Беларуси.
Что нового появилось в Указе?
Включение в реестр факторинговых организаций
Согласно п. 1.1 Указа коммерческие организации вправе заключать договоры факторинга, по которым ими в совокупности кредитору (кредиторам) предоставляется финансирование в сумме, превышающей 3000 базовых величин за календарный год, и на момент уступки требований просрочка исполнения денежных обязательств должника перед первоначальным кредитором составляет не более 180 дней, при условии включения в реестр факторинговых организаций.
Деятельность по заключению вышеуказанных договоров коммерческими организациями, не включенными в реестр, является незаконной и запрещается.
Из буквального толкования этого положения следует, что обязанность включения в реестр факторинговых организаций возникает при выполнении двух условий одновременно:
- Финансирование предоставляется одному кредитору или в совокупности нескольким кредиторам в сумме более 3000 базовых величин (сегодня это более 120 тыс. BYN) за календарный год.
- На момент уступки по договору факторинга просрочка исполнения денежных обязательств должника перед первоначальным кредитором составляет не более 180 дней.
Таким образом, в случае, если одно из указанных выше условий не выполняется, то, по нашему мнению, обязанность по включению в реестр факторинговых организаций отсутствует.
Вместе с тем отметим, что право давать официальные разъяснения по применению Указа возложено на Нацбанк как регулятора в данной сфере.
Основные требования к факторинговым организациям
Финансовая достаточность.
Основное требование – формирование уставного фонда в размере не менее 125 тысяч BYN.
При этом у Нацбанка есть право дополнительно установить финансовые нормативы в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности, случаи, размеры и порядок формирования и использования резервов факторинговыми компаниями.
Деловая репутация и квалификация ключевых лиц.
Необходимо обеспечить соблюдение требований к деловой репутации участников, бенефициарных и иных владельцев, а также требований к деловой репутации и квалификации руководителя факторинговой организации, должностного лица, ответственного за выполнение правил внутреннего контроля, ответственного лица в сфере ПОД/ФТ.
Раскрытие информации о бенефициарах и финансовом состоянии компании. Раскрытие информации об осуществлении факторинговой деятельности на сайте компании.
Объем и порядок раскрытия информации будет установлен Нацбанком дополнительно.
Наличие локальных правовых актов.
Факторинговая компания обязана разработать и иметь локальные акты, регулирующие правила осуществления факторинговой деятельности, управление рисками, в т. ч. внутренний контроль и ПОД/ФТ, проведение оценки платежеспособности кредитора и (или) должника, в отношении обязательств которых осуществляется факторинг.
Проведение ежегодного аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Исключения из сферы действия Указа
Указ не распространится на банки, НКФО, организации, находящиеся в процедуре экономической несостоятельности при совершении сделок с дебиторской задолженностью, и ряд иных субъектов.
Факторинг не является исключительным видом деятельности. Это означает, что любая коммерческая организация (в форме ООО и иных организационно-правовых формах) вправе осуществлять и иные виды предпринимательской деятельности, обеспечив при этом раздельный учет операций от факторинга.
Что в итоге?
Основные положения Указа вступают в силу через 6 месяцев после опубликования, т. е. 13 мая 2025 года.
За это время Нацбанком будут приняты меры по реализации Указа: установлен порядок создания и ведения реестра факторинговых организаций, порядок включения, внесения изменений, основания исключения из реестра факторинговых компаний, определены требования к правилам осуществления факторинговой деятельности и т. д.
Однако организации, осуществляющие факторинговые операции (продажа дебиторской задолженности через уступку денежного требования), которые не подпадают под регулирование Указа, полагаем, смогут осуществлять их уже с 19 ноября 2024 года, когда вступят изменения в Гражданский и Банковский кодексы, легализовавшие небанковский факторинг.