Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Невидимые потери: как бизнес теряет 20 % бюджета на закупках

Невидимые потери: как бизнес теряет 20 % бюджета на закупках
Предоставлено партнером материала
Предоставлено партнером материала

«У нас всё под контролем», – так считают 80 % руководителей, в то время как их бизнес теряет до 20 % бюджета на закупках. Эти убытки часто остаются незамеченными: они скрываются в мелочах повседневной работы. Например, когда отдел маркетинга в спешке заказывает полиграфию у «проверенного» поставщика без сравнения цен или бухгалтерия тратит три дня на согласование заявки на канцтовары по электронной почте.

Согласно данным Deloitte, такие ситуации приводят к переплатам в 15-20 %. Но настоящая проблема – потерянное время! Если закупщики тратят 4 часа в день на ручной сбор коммерческих предложений, 22 % рабочего времени уходит на согласования, а 16% скидок упускаются из-за нефиксированных договоренностей, бизнес буквально платит за свою неорганизованность.

Как избежать этих потерь? Об этом рассказываем в этой статье.

Компания Bidmart специализируется на автоматизации закупок с 2016 года. За это время мы погрузились в процесс работы отделов закупок более 100 белорусских предприятий и выявили закономерность: даже успешные компании ежегодно теряют до 20 % закупочного бюджета из-за нескольких основных «дыр».

«Закупочный хвост» – маленькие траты с большими последствиями

Закупочный хвост – это мелкие, нерегулярные и «внефокусные» закупки, которые не проходят через централизованные процедуры и не анализируются. Закон Парето буквально создан, чтобы объяснить сущность «хвостовых» закупок: 80 % транзакций составляют как раз мелкие закупки (канцтовары, хозинвентарь, расходники), которые занимают лишь 20 % бюджета. Но именно здесь кроются основные проблемы:

  • отсутствие контроля: каждый отдел закупает по-своему;
  • переплаты 5-20 % из-за срочности и отсутствия тендеров;
  • невозможность консолидации объемов и получения скидок за объем.

Клиенты Bidmart легко выходят на экономию 100–400 тыс. BYN в год только за счет сокращения «хвостовых» закупок.

Пример: на одном из минских производственных предприятий 12 разных цехов закупали одинаковые подшипники у 8 поставщиков по разным ценам. Консолидация закупок дала экономию 18 % только по этой позиции.

Ручное согласование заявок внутри компании

Инициатор заявки, специалисты по закупкам и согласующие руководители тратят 22 % рабочего времени на отслеживание статуса, напоминания и уточнения. Каждая задержка – это затраты.


Например, средняя стоимость часа менеджера может составлять условно 20 BYN (в эквиваленте ~ ЗП 1 тыс. $ в месяц).

Потери = число согласующих * 26 часов (22 % от 120 рабочих часов) * стоимость часа работы согласующих * количество месяцев в году.

Для организации в 100 согласующих: 26 часов * 20 рублей * 100 * 12 = 624 000 BYNв год.

Потеря времени менеджеров по закупкам на низко значимые операции

Менеджеры по закупкам – высококвалифицированные сотрудники, и час их работы стоит компании недешево. Однако до трети рабочего времени (31 %) они вынуждены тратить на низко значимые операции: на копирование данных, рассылку писем, напоминания и свод информации от разных поставщиков вручную.

Это не только долго и неудобно, но и совершенно лишает возможности проследить всю процедуру пошагово и воссоздать общую картину. Невозможность консолидации данных = отсутствие сквозной аналитики и контроля. А без контроля эти потери становятся незаметны.

Расчет потерь для организации в 10 менеджеров по закупкам: 37 часов (31 % от 120 рабочих часов) * 25 рублей * 10 * 12 = 111 000 BYN в год.


По оценкам McKinsey, применение автоматических инструментов и электронных торгов снижает ручные усилия на управление поставщиками на 30-50 %. Освобожденное время сотрудники тратят на работу с рынком и оптимизацию стратегии, а не на оформление бумаг. Эти цифры подтверждает отдел закупок Витебской бройлерной птицефабрики (клиенты Bidmart):


Раньше закупки отнимали дни: рассылка запросов, сбор КП, торги в чатах – процесс растягивался на 3 дня, полностью занимая время сотрудников. С Bidmart все изменилось: теперь закупка занимает 1,5 суток, а личное участие сотрудника – не больше часа.

Принятие решений не на данных, а по привычке

Когда процесс ручной, закупщики физически не успевают охватить широкий круг поставщиков и мониторить рынок. В итоге часто они ограничиваются 2-3 известными поставщиками «из записной книжки» или из года в год работают с одними и теми же подрядчиками без поиска новых возможностей.

В компаниях B2B-сектора внедрение системы автоматизации закупок Bidmart приводит к росту числа получаемых предложений от поставщиков в 2-3 раза, так как процесс запроса упрощен и масштабируем. А за счет создания открытой конкурентной среды удается уменьшить затраты на закупочные операции до 20 %.

Сбер Банку Беларуси за последние полгода система автоматизации закупок Bidmart позволила сэкономить около 20 % бюджета за счет повышения конкуренции среди поставщиков.

«Лидское пиво» только на одной закупке мебели стоимостью 350 тысяч рублей за счет расширения списка поставщиков и автоматизированной процедуры понижения цены смогло получить дополнительную выгоду 15 тысяч рублей.


Хотите оптимизировать свои закупочные процессы? Закажите бесплатный аудит – наши специалисты проанализируют вашу практику и дадут конкретные рекомендации по улучшениям.


*Партнерский материал. ООО «Бидмартс», УНП 192709444

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все