«Дети в школу, родители на работу. Ну что ж, поговорим про начало трудового года. Я очень люблю шутку про то, что постсоветские территории работают только 5 месяцев в году из 12. Давайте посчитаем и сделаем выводы». Ксения Кручинина в своем блоге на Myfin.by рассказывает о том, что же мешает работодателям закрыть вакансию, а соискателям – найти работу своей мечты. Подробности и полезные советы для обеих сторон – в материале.
«Я знаю, что вы делали прошлым летом...»
Итак, считаем.
Нерабочие месяцы:
- Декабрь-январь – это «до» и «после» Нового года.
- Февраль-март – это Валентин, 23-е и 8-е.
- Май и все лето – «пролетают» в связи с праздниками и отпусками.
Рабочие месяцы:
- Апрель – активный месяц.
- Сентябрь-октябрь-ноябрь – сильно-пресильно рабочие.
- Ну и 5-й рабочий месяц можно поискать с 20 января по 20 февраля.
Конечно же, это – шутка, но имеющая в себе долю правды. Летние месяцы – это точно низкий сезон для поиска работы. Работодатели планируют отпуск, им некогда нанимать людей, так как не будет времени на адаптацию. Ну а сотрудники, в свою очередь, решают отдохнуть и начать поиски работы уже после отпуска. Но уже в конце августа работодатели начинают расчехлять свои пылящиеся в папках вакансии, а кандидаты «сдувают пыль» со своих резюме.
Хочу попросить каждую из сторон, перед тем как приступать к поиску работы/кандидатов, сделать очень простое, но важное упражнение: проанализировать рынок и что с ним происходит.
Например, я часто вижу жалобы и посты:
- «Мы три месяца не можем закрыть простую вакансию». Уверяю вас, проблема не в рынке, а в вашем предложении.
- И такие же зеркальные возгласы со стороны кандидатов: «Не могу 6 месяцев найти работу». Клянусь вам, работа есть, и ее очень много.
Камень преткновения и яблоко раздора в этой ситуации кроется в одном простом слове, которое одним мешает закрыть вакансию, а вторым найти работу. И это слово – «ОЖИДАНИЯ».
- У работодателей «ожидания», что они дают работу, и должна стоять толпа из желающих, но они не попадают в рынок со своими цифрами или предложениями.
- У кандидатов фантастические желания к предлагаемым рабочим местам, которых уже просто-напросто нет на рынке.
В итоге и те, и другие продолжают поиски несуществующего предложения, теряя время, деньги и силу духа.
Пара советов: как можно быстро проанализировать рынок
Советы вполне зеркальные, поэтому их могут использовать как соискатели, так и работодатели. Поехали:
1. Зайдите на рабочие сайты и телеграм-каналы, посмотрите вакансии/резюме. Это даст понимание по цифрам и конъюнктуре как по вакансиям, так и по кандидатам. Кстати, недавно случайно нашла интересный лайфхак для кандидатов: очень рекомендую при поиске работы просмотреть категорию «резюме» на работных сайтах по своей профессии.
- Во-первых, вы поймете, с кем соревнуетесь за рабочие места.
- Во-вторых, вы увидите, в какой компании в ближайшее время может освободиться позиция, и там могут оказаться интересные варианты.
2. Обратитесь в КА или к активным рекрутам. Специалисты помогут вам оценить вакансию/карьерные возможности. Можно сделать это за деньги и купить полноценные консультации и оценку. Можно попросить короткого совета по резюме или следующим действиям, которые может сделать человек, чтобы найти работу/сотрудника.
3. Найдите парочку карьерных консультантов в нужном вам регионе и посмотрите их влоги, блоги или социальные сети – обычно карьерные коучи где-то ведут свои странички и рассказывают актуальную информацию о рынке труда.
- Кандидаты смогут получить полезную информацию и выбрать себе подходящего комфортного карьерного коуча (это очень важно: коуч не должен раздражать и обязательно должен вызывать доверие).
- Работодатель получит ответы, что происходит на рынке: следить за состоянием рынка и событиями на нем – это необходимая функция для карьерных коучей. А поделившись вакансией с парой-тройкой коучей, наниматель сможет найти неплохого сотрудника (иногда это даже бывает бесплатно для работодателя).
4. Сходите/позовите на интервью – пообщайтесь вживую с вашим идеальным работодателем/кандидатом и сделайте оценку, чего вам не хватает, чтобы заполучить этого идеального кандидата/работодателя.
5. Напишите список «критически ключевого опыта»: это 3–5–7 функций, навыков, опыта или знаний, которые вы хотите продавать работодателю/купить у кандидата. Это ваша база.
Уберите все лишние пожелания: чем четче и меньше ожиданий, тем легче найдется кандидат или бизнес, который сможет и удовлетворить.
Я всегда даю упражнение кандидатам: собрать список требований из 10–15 открыто размещенных вакансий и оценить свой опыт и знания согласно всем требованиям, которые далось раздобыть. Обожаю фразу:«В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки».
Умоляю вас – сделайте эти нехитрые шаги, которые я рекомендую выше, и вы увидите, как поиск работы/сотрудника перестанет быть таким удручающим событием, а принесет много нового и интересного в этот стрессовый процесс.
Всем УДАЧИ!