Сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, предоставления персонализированных рекомендаций. Вы можете настроить обработку cookie. Отозвать соглаcие можно на странице Политики обработки файлов cookie.
Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
«А разве они меня вычислят?» – нередкое заблуждение начинающих предпринимателей, не придающих внимания законной организации деятельности. На самом деле контролирующие органы имеют возможности анализировать и сопоставлять большие объемы информации, как в масштабах страны, так и в отношении интересующего их субъекта. Подробнее о современных возможностях контроля уплаты налогов рассказывает заместитель директора бухгалтерской компании «Точный расчет» Алла Самсонова.
Например, налоговые органы могут проводить (организовывать): осмотры помещений, личные досмотры, опросы любых лиц, получение объяснений, контрольные закупки, инвентаризации, истребование любой информации (документов), контрольные запуски производства и т.д. (постановление МНС от 30.04.2019 №24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов»).
Органы финансовых расследований для выявления налоговых правонарушений вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в том числе применять скрытые технические средства.
Важно понимать, что в отличие от устойчивого заблуждения о том, что «документ важнее», источники данных не имеют приоритета, и объяснения физических лиц в совокупности могут «перекрыть» документ.
Например, отношения по договорам подряда после опроса всех «подрядчиков» организации, могут быть переквалифицированы в трудовые, несмотря на содержание договоров подряда, с соответствующими налоговыми последствиями.
Какие данные используют налоговые и другие контролирующие органы для выявления нарушений:
1. Официальные базы данных: ЕГР, базы паспортных данных (сведения о близких родственниках), о пересечении границы и т.д. Такие базы помогают установить возможные взаимосвязи субъектов хозяйствования, управляемость и т.д.
2. Банковские данные: денежные переводы и поступления, в том числе и на карту близких родственников, взаиморасчеты, выплаты работникам, не отраженные в официальной отчетности, постоянные займы при убыточности деятельности и т.д.
3. Клиентские базы (1С, crm-системы, черновые записи): по учету заказов, скидки, зависящие от объема приобретенного товара, фактических поставках товаров (продажах). Можно установить реальные объемы закупок товаров, не учтенные в последующей выручке после перепродажи или использования в производстве.
4. Соцсети: описание кейсов, реальные цены (а не для налоговой), упоминания про прайсы, оказываемые услуги, данные клиентов, которых могут опросить на предмет порядка осуществления расчетов и т.д., периоды фактической деятельности (посты об успешно сделанной процедуре опубликованы раньше регистрации субъекта и т.д.). Возможна организация опроса клиентов по данным из соцсетей.
5. Опросы физических лиц: клиентов по кассовой дисциплине, работников по зарплате в «конвертах», формальных участников и т.д. Общий принцип – если ряд лиц дает однородные показания («мне разрешали забирать зарплату из выручки») то такие показания «бьют» документы и будут иметь преимущество.
6. Почтовые отправления, курьерские службы: данные об отправленных товарах, заказах и т.д., данные потенциальных клиентов для последующего опроса об обстоятельствах (цене) и количестве сделок.
7. Анализ данных звонков, в том числе с корпоративных номеров, опрос потенциальных клиентов, биллинга (нахождение в месте совершения сделок и т.д.).
8. Данные налоговых деклараций в сравнении с фактическими поступлениями из всех источников, в том числе после опроса клиентов из соцсетей, близких родственников и т.д.
9. СКНО: анализ данных о выручке, соотношении наличных и безналичных поступлений, сравнение с общей статистикой по стране.
10. ЭСЧФ: соотношение данных по закупке и последующих продажах, проверка наличия остатков товаров и т.д.
11. Электронные идентификаторы: IP-адреса при входе в налоговые сервисы, единые телефоны, и прочие используемые разные субъектами идентификаторы, позволяющие делать выводы о единой управляемости, признаках «дробления» юридических лиц и т.д.
Предпринимателям следует помнить, что налоговая может использовать любые данные для анализа деятельности субъектов, а незаконная «экономия» на налогах рано или поздно может быть выявлена.