Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Вычисляют всех: как контролирующие органы находят предпринимателей, уклоняющихся от налогов

Вычисляют всех: как контролирующие органы находят предпринимателей, уклоняющихся от налогов
Фото носит иллюстративный характер, источник: unsplash.com
Фото носит иллюстративный характер, источник: unsplash.com

«А разве они меня вычислят?» – нередкое заблуждение начинающих предпринимателей, не придающих внимания законной организации деятельности. На самом деле контролирующие органы имеют возможности анализировать и сопоставлять большие объемы информации, как в масштабах страны, так и в отношении интересующего их субъекта. Подробнее о современных возможностях контроля уплаты налогов рассказывает заместитель директора бухгалтерской компании «Точный расчет» Алла Самсонова.

Например, налоговые органы могут проводить (организовывать): осмотры помещений, личные досмотры, опросы любых лиц, получение объяснений, контрольные закупки, инвентаризации, истребование любой информации (документов), контрольные запуски производства и т.д. (постановление МНС от 30.04.2019 №24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов»).

Органы финансовых расследований для выявления налоговых правонарушений вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в том числе применять скрытые технические средства.
Важно понимать, что в отличие от устойчивого заблуждения о том, что «документ важнее», источники данных не имеют приоритета, и объяснения физических лиц в совокупности могут «перекрыть» документ.
Например, отношения по договорам подряда после опроса всех «подрядчиков» организации, могут быть переквалифицированы в трудовые, несмотря на содержание договоров подряда, с соответствующими налоговыми последствиями.
Какие данные используют налоговые и другие контролирующие органы для выявления нарушений:
1. Официальные базы данных: ЕГР, базы паспортных данных (сведения о близких родственниках), о пересечении границы и т.д. Такие базы помогают установить возможные взаимосвязи субъектов хозяйствования, управляемость и т.д.
2. Банковские данные: денежные переводы и поступления, в том числе и на карту близких родственников, взаиморасчеты, выплаты работникам, не отраженные в официальной отчетности, постоянные займы при убыточности деятельности и т.д.
3. Клиентские базы (1С, crm-системы, черновые записи): по учету заказов, скидки, зависящие от объема приобретенного товара, фактических поставках товаров (продажах). Можно установить реальные объемы закупок товаров, не учтенные в последующей выручке после перепродажи или использования в производстве.
4. Соцсети: описание кейсов, реальные цены (а не для налоговой), упоминания про прайсы, оказываемые услуги, данные клиентов, которых могут опросить на предмет порядка осуществления расчетов и т.д., периоды фактической деятельности (посты об успешно сделанной процедуре опубликованы раньше регистрации субъекта и т.д.). Возможна организация опроса клиентов по данным из соцсетей.
5. Опросы физических лиц: клиентов по кассовой дисциплине, работников по зарплате в «конвертах», формальных участников и т.д. Общий принцип – если ряд лиц дает однородные показания («мне разрешали забирать зарплату из выручки») то такие показания «бьют» документы и будут иметь преимущество.
6. Почтовые отправления, курьерские службы: данные об отправленных товарах, заказах и т.д., данные потенциальных клиентов для последующего опроса об обстоятельствах (цене) и количестве сделок.
7. Анализ данных звонков, в том числе с корпоративных номеров, опрос потенциальных клиентов, биллинга (нахождение в месте совершения сделок и т.д.).
8. Данные налоговых деклараций в сравнении с фактическими поступлениями из всех источников, в том числе после опроса клиентов из соцсетей, близких родственников и т.д.
9. СКНО: анализ данных о выручке, соотношении наличных и безналичных поступлений, сравнение с общей статистикой по стране.
10. ЭСЧФ: соотношение данных по закупке и последующих продажах, проверка наличия остатков товаров и т.д.
11. Электронные идентификаторы: IP-адреса при входе в налоговые сервисы, единые телефоны, и прочие используемые разные субъектами идентификаторы, позволяющие делать выводы о единой управляемости, признаках «дробления» юридических лиц и т.д.
Предпринимателям следует помнить, что налоговая может использовать любые данные для анализа деятельности субъектов, а незаконная «экономия» на налогах рано или поздно может быть выявлена.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все