Предыдущие материалы нашего цикла статей «Спорт как бизнес» были посвящены преимущественно спорту для взрослых. Сегодня мы расскажем вам о клубе, главные клиенты которого – дети.
Сергей Шелюта, директор и основатель физкультурно-спортивного клуба «Олимпик», мастер спорта, обладатель пятого дана по таэквондо, в прошлом – главный тренер национальной сборной по таэквондо, рассказал нам о деле всей своей жизни – клубе, который развивается уже 21 год в белорусской столице.
Как все начиналось
– В 90-е годы практически не было спортивных клубов и не на кого было равняться. Мы были одними из первых зарегистрированных клубов, начинали с единоборств, обучали в основном детей. Все начиналось в девяностые годы с обычной детской секции. Сейчас же сфера спорта и фитнеса развивается очень бурно: почти каждую неделю в Минске открываются новые спортивные объекты, секции и студии. И это вносит определенные коррективы в наше развитие.
По первому высшему образованию я – военный юрист, но это не было моим призванием. И я, будучи членом сборной Беларуси по таэквондо, открыл секцию по единоборствам. Занятия проводили в подвалах и в школьных залах, а в 1997 году мы взяли в аренду первое помещение, это был зал в общежитии. И вот тогда началась клубная работа.
Изначально я был организатором этого проекта, был тренером, параллельно выступал на соревнованиях. Со временем, пройдя определенные этапы в своей работе: как детский тренер, тренер спортивной школы, позднее – главный тренер национальной команды, я понял, что трудно совмещать административную работу и педагогическую. Поэтому на данный момент я занимаюсь преимущественно административно-управленческой работой.
Сергей Шелюта – директор и основатель физкультурно-спортивного клуба «Олимпик»
Когда клуб начал свою работу, я тренировал детей по единоборствам, потом уже мои ученики выросли и пришли ко мне помощниками, поступили в институт, начали учиться на тренеров. Так у нас стало больше тренеров. Потом мы поняли, что нужно развиваться дальше и открыли тренажерный зал и фитнес-направления. Нам помогало развиваться желание и самообразование. Лично я закончил помимо трех университетов еще кучу курсов, в том числе по специальности «директор фитнес-центра, управляющий». Это помогало мне строить работу грамотно.
В данный момент клуб «Олимпик» ведет деятельность в двух объектах: на ул. Неманской, 22 у нас основной центр и второй – на ул. Глебки, 2. Когда открывались в районе Каменной горки, администрация Фрунзенского района поддерживала нас, это был, так сказать, социальный заказ. Следующий центр на ст.м. Спортивная мы открывали сами, взяли помещение на аукционе без какой-либо поддержки. Помещение там поменьше, чем на Каменной горке. Мы используем опыт, который накопили ранее, поэтому специально выбрали объект меньше по площади, чтобы было меньше затрат. На Неманской, например, только в ремонт вложено больше 100 000 долларов за пять лет. Сейчас уже затраты на ремонт практически окупились, но наступает следующий этап, когда нужно обновлять ремонт и оборудование.
Клиенты
Если посмотреть на портрет нашего среднего клиента, то это даже будет не ребенок или взрослый, а скорее семья. 30-40% наших клиентов – это семьи. Во-первых, это удобно, во-вторых, люди становятся членами клуба, им становится интересно, и они погружаются, создается определенная атмосфера, которая присуща именно клубной работе.
Команда
Команда – это самое важное в работе клуба. Наша команда сильная, и я стараюсь ценить каждого. На данный момент в нашем штате около 30 сотрудников – тренерский и административный состав. Многие наши тренеры – это наши воспитанники и предмет нашей гордости.
команда клуба «Олимпик»
Что касается административного персонала, тут у меня простая математика: на 100 клиентов должен быть один административный работник, чтобы его окупить. Мы стараемся, чтобы наши сотрудники зарабатывали не меньше, чем где-либо в другом месте. Хотя текучесть кадров присутствует, как и в других организациях.
Трудности
Основная трудность – это нехватка квалифицированных кадров в этой сфере. Например, в нашей стране никто не готовит администраторов, а это очень важная и сложная профессия, которая требует определенной квалификации. На подготовку администратора у нас уходит примерно полгода. Но это еще не значит, что сотруднику подойдет эта работа. Если человек уходит, приходится начинать обучение заново.
С преподавателями единоборств ситуация лучше. У нас отлажена годами работа с тренерским составом, и человека без образования мы даже не рассматриваем на должность тренера. Что касается специальностей в фитнесе, тут достаточно много вопросов возникает: люди оканчивают недельные курсы и приходят работать, но уровень их квалификации и сертификатов ничем не подтверждается.
Вторая трудность – это отсутствие как таковой государственной стратегии в этой сфере. Если раньше, когда мы начинали работать, мы пользовались хоть какой-то государственной поддержкой, получали льготы по аренде, были гранты, можно было получить помощь при проведении мероприятий, получить дотации на организацию спортивного лагеря, то сейчас все отменили. В данный момент, если арендовать спортивный объект с нуля, практически нереально выжить, по сравнению с тем, как было раньше. Открытие секций для взрослых – это реальная возможность для нас поддерживать клуб для работы с детьми. Это социальный бизнес. А с другой стороны, я считаю, что в чистом виде детские секции должны быть для детей пяти лет, подростку же нужно на кого-то равняться, т.е. на коллег постарше.
20-летие клуба «Олимпик»
Наша задача состоит не только в том, чтобы зарабатывать деньги и окупать затраты, но и воспитывать детей. Этим мы отличаемся от фитнес-центров. Перед нами стоит задача: воспитывать детей физически, нравственно и духовно, ведь тренер – это первый педагог, а где-то и второй родитель, т.к. у нас занимается много детей из многодетных и неполных семей.
Третья трудность – это недобросовестная конкуренция. Сейчас все кому не лень пытаются влезть эту сферу, на рынке появилось много не квалифицированных людей. Если в области тренажерных залов проще, то, когда работаешь с детьми, нужно обязательно быть квалифицированным тренером, потому что в твоих руках их здоровье. Бывают случаи, когда ведут детские секции и при этом даже не берут медицинскую справку или преподают какие-то дисциплины, не имея на это права. Для нас это недопустимо.
Деньги
Все начиналось с собственных сбережений, но мы работали и вкладывали заработанное в развитие. Если бы не откладывали на дальнейшее развитие, то первый же кризис уже давно бы нас съел. В первую очередь мы рассчитываем на свои силы. Что касается такого момента как кредитование, то в нашей стране проще всего взять кредит тренажерному залу и закупить тренажеры. А вот попробуй взять какую-нибудь материальную поддержку для такого социального проекта, как детская школа! Для второго зала, например, мы купили тренажеры в лизинг, кредит нам не дали. А вот взять какой-то грант на организацию детского проекта – нереально.
У меня много знакомых в разных странах мира, я смотрю за тем, как они работают, и могу сказать, что в нашей стране с этим гораздо сложнее. Можно много чего сделать полезного с минимальными вложениями, которые вернутся, но это просто никому не надо. К сожалению, банку не интересны проекты, которые не дадут быстрые деньги, или проекты, в которых не просчитываются все цифры на калькуляторе. Открытие таких центров трудно измерить какими-то цифрами, тут нужно измерять людьми, результатами и пользой для общества. Условно говоря, если я захочу организовать какие-то соревнования и захочу купить для этих соревнований оборудование, денег на это никто не даст, потому что то, что это соревнование важно для детей и их родителей, никого не интересует. А соревнования, мастер-классы – это составная часть нашей работы, без этого не будет интереса ни у сотрудников, ни у посетителей.
Продвижение
Раньше продвижением было наличие зарегистрированного клуба, эмблемы, брендированного микроавтобуса. Мы продвигались своими результатами на соревнованиях, статьями в газетах, мелькали на телевидении. С распространением интернета у нас появился сайт, страницы в социальных сетях, мы размещаемся на порталах и каталогах. Поскольку мы работаем давно, нас уже многие знают, поэтому мы не проводим агрессивную рекламу.
Больше половины наших клиентов приходят по рекомендациям либо живут рядом. Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя. Мы себя позиционируем как спортивный объект по месту жительства. Если давным-давно к нам ездили из очень далеких мест, то сейчас к нам ходят в основном местные. Это нормально, потому что повсеместно открываются другие спортивные объекты, но нам это работать не мешает.
Периодически мы размещаем рекламу на билбордах под какие-то события или имиджевую рекламу – на начало сезона, периодически размещаемся в метро и подземных переходах. Подобное размещение в основном имиджевое и новых клиентов не приводит. Сейчас стараемся развиваться с помощью интернет-ресурсов, и денег здесь нужно не меньше. Мы привлекали внешних маркетологов и обучаем своих, настраиваем контекстную рекламу. Недавно завершили разработку нового сайта на два зала.
Несколько лет назад был момент, когда у нас был переизбыток клиентов, и мы немного расслабились. Но это время закончилось, и сейчас мы боремся за каждого клиента.
физкультурно-спортивный клуб «Олимпик»
Изначально реклама носила хаотичный характер: объявления поклеили – набрали клиентов. Сейчас стараемся планировать рекламный бюджет, потому что есть куча других затрат. Но здесь все еще срабатывает правило текущей ситуации: нам нужны клиенты – делаем рекламу, хватает – не делаем. Дополнительно заказываем сувениры с нашей символикой, снимаем видеоролики и делаем фотосессии.
Технологии развиваются очень быстро, и мне приходится многому учиться. Не могу сказать, что у нас тут все отлично с маркетингом, но мы учимся. Я сам дистанционно изучаю SEO-продвижение и постоянно развиваюсь, считаю, что если ты сам этого не будешь знать, то трудно требовать от сотрудников. Ну и в целом это интересно.
Планы
Наши ближайшие планы – официально открыть в апреле наш второй объект. Он нам очень тяжело дался. Если на Неманскую мы переехали и делали ремонт параллельно, то на Глебки нам пришлось сделать реконструкцию, переделать старый магазин в спортивный центр. Нам пришлось привлекать внешнее финансирование – около 100 000 долларов, но, к счастью, эти работы закончились. Изначально планировали открыться за год, но открываемся уже два с половиной года. Этот центр работает в тестовом режиме с конца осени 2017 года, там у нас и тренажерный зал, и зал для фитнеса и секций.
Самый главный план – это развиваться дальше, сохранять и удерживать то, что есть сейчас. Раньше мы были примером, на нас равнялись конкуренты, но сейчас мне самому хочется посмотреть на хороший пример, и очень радует, что есть, у кого поучиться. Я хожу в клубы в нашей стране и за границей, чтобы научиться чему-то новому, перенять опыт. Я за здоровую конкуренцию. Только здоровая конкуренция побуждает людей качественно и эффективно работать и бороться за клиентов.