
По данным официальной статистики, рост экономики за первые полгода 2025 года составил 2,1% после 2,5% в январе-мае. Далеко пока и до официального прогноза в 4,1%. Из-за чего тормозит экономика и сможет ли вырасти во втором полугодии? Ответил кандидат экономических наук Вячеслав Ярошевич.
Причина замедления в России
Причина торможения белорусской экономики в России, считает эксперт.
– Мы экспортоориентированная экономика и главный наш партнер – Россия. Это основной рынок сбыта не только машиностроительной, но и другой продукции. Российский рынок сейчас переохлажден, экономика замедлилась в силу высокой ключевой ставки, в последние год-два там проводится довольно жесткая денежно-кредитная политика. Ставка в 21% – очень высокая. Недавно ее снизили на 1 п.п., но с двузначными ставками кредитования инвестиции очень сильно пошли на спад.
По мнению экономиста, такая политика помогла сохранить макроэкономическую стабильность, снизить инфляцию. Но это не способствовало спросу, в том числе на белорусскую продукцию.
– Спрос на инвестиционные товары, на нашу технику, на наши МАЗы упал. По статистике продаж, МАЗ практически исчез с российского рынка. В прошлом году там продали менее тысячи наших грузовиков, фактически, этот важнейший для нас рынок потерян: наша доля на нем упала до 5%. Основные партии, наряду с КаМАЗом, там сейчас за китайскими «Ситраками» и «Шакманами», а не нашей техникой.
Он еще раз подчеркнул, что внешняя торговля очень сильно влияет на валовые показатели.
– Любые пертурбации на экспортных рынках, особенно ключевых, таких, как Россия, тут же сказывается на нашей экспортоориентированной промышленности, которая является драйвером всей экономики даже несмотря на свою относительно небольшую долю в ее структуре (около одной четверти).
Доходы населения и макроэкономика
По данным Белстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-мае 2025 года составили 110,5% к уровню января-мая 2024 года. То есть значительно превысили рост экономики.
– Определенный дисбаланс, очевидно, присутствует.
Если бы рост ВВП составлял, как планировалось, свыше 4%, то двукратный разрыв еще можно было бы объяснить, например, выполнением социальных обязательств, но при росте экономики в 2% разрыв в 3-4 раза уже может сказываться на макроэкономической стабильности.
Но здесь нам на руку играет курс валюты.
Белорусский рубль вслед за российским укрепляется, показывает рекордные за последние два года значения, что сдерживает инфляцию по ее импортной составляющей, отметил экономист.
– Рост доходов с точки зрения роста цен пока контролируем, но что будет в конце года пока прогнозировать сложно.
Что дальше?
Вячеслав Ярошевич дал прогноз по росту экономики во втором полугодии.
– Есть надежда, что в России будет воспринят сигнал о снижении ключевой ставки и произойдет ослабление монетарной политики, что приведет к оживлению инвестиционного спроса, в том числе и на нашу продукцию. Это взбодрит нашу экономику. До конца года хотелось бы увидеть рост ВВП хотя бы на 3%.
Очевидно, что 4%-й рост уже не достижим, если в России сохранится текущая динамика.
И мы практически всегда идем вслед за своим ключевым партнером, при этом с чуть лучшими показателями в силу того, что экономика у нас небольшая и гибкая, ну и нет чрезвычайных военных расходов, отбирающих средства у социальной сферы.
Эксперт дал и макроэкономическую оценку ситуации.
– С учетом того, что рост ВВП, хоть и вдвое ниже запланированного, но все-таки есть, инфляция пока находится в однозначном диапазоне, а валютный курс вообще демонстрирует беспрецедентную динамику, в целом состояние нашей экономики можно охарактеризовать как нормальное: безусловно, могло быть и лучше, но и какой-то катастрофы не просматривается.