
«Бизнес – штука рискованная. Не всегда наши идеи, которые кажутся гениальными, срабатывают. Не всегда партнеры, ценность которых мы видим на старте и на которых делаем ставку, оправдывают себя. А иногда не получается сработаться из-за трудностей в общении. Тогда нужно "расходиться" с партнером».
В этой статье основатель консалтинговой компании Visotsky Consulting Александр Высоцкий рассказал о том, как расстаться с партнером по бизнесу без стресса и вреда для компании.
Самое плохое партнерство – то, которое создано из-за страха. Человек надеется, что совладелец будет «надежным плечом» или «жилеткой». Но, если проект станет успешным, такая поддержка окажется не нужна. То, что послужило основой для создания партнерства, исчезнет.
С моей точки зрения, нужно всегда настраиваться на долгосрочное партнерство. Чтобы оно было эффективным и успешным, нужно глубочайшее взаимопонимание. Но так бывает не всегда.
Мой опыт
Я расходился с несколькими партнерами и всегда по разным причинам. Например, в одном онлайн-бизнесе мы стартовали вчетвером. Но двое из партнеров участвовали в других проектах, которые были для них перспективны и важны. Поэтому мы пришли к решению выкупить их долю в бизнесе: принять это решение и разойтись было легко. Мы откровенно поговорили, уточнили, что им больше не интересно заниматься общим проектом. Быстро договорились о взаимовыгодных условиях выкупа.
Важный момент: процесс был быстрым, потому что в начале сотрудничества мы проработали соглашение, потратили на это несколько рабочих дней.
Соглашение – фундамент для эффективного, гладкого и неразрушительного для бизнеса «развода».
Вот какие пункты должны в нем быть.
Пункт № 1
Пропишите все условия сотрудничества. Определитесь, какие у каждого партнера функции, кто и за что отвечает.
Пункт № 2
Договоритесь о вызревании долей. Это необходимый инструмент. В самом начале вы не сможете оценить, насколько ценен вклад каждого. Особенно если партнер вкладывается не деньгами, а компетенциями и экспертностью.
Концепция вызревания долей
Что предполагает модель вызревания долей: вы изначально договариваетесь, каким будет финальное распределение. Но на старте доля гораздо меньше. Каждые шесть месяцев вы собираетесь и принимаете решение – вызрела ли часть конечного распределения.
Например: вы договорились 50 на 50, ваши доли будут вызревать три года шестимесячными периодами. Соответственно, ⅙ от 50% вызревает шесть месяцев, ⅓ – через год. Каждые полгода подводите итоги, смотрите на результаты. Фиксируете то, что уже вызрело, и решаете – идти дальше или нет.
Вы проработали год, осталось два. У партнера вызрела ⅓, при этом вы принимаете решение, что не идете дальше, – значит, эта доля фиксируется, а остальное не вызревает.
Почему это важно
Модель вызревания долей позволяет снизить риск, что ценность вклада каждого из партнеров будет оценена неправильно. Именно эту модель мы применяли с партнерами, и это облегчило наш «развод». Спустя год они сказали, что сделали все возможное, – их доля перестала вызревать.
Пункт № 3
Договоритесь, как в денежном выражении будет оцениваться доля партнера, если он решит выйти. Согласуйте, как она будет выплачиваться. В нашем соглашении был этот пункт: именно поэтому «расставание» не было болезненным для меня и бизнеса в целом.
Вы должны начать подготовку к разводу с «нулевого» дня партнерства. Будьте готовы потерять его в любой момент. Но если вы все организуете правильно – риски минимальны.
Почему вообще расходятся партнеры по бизнесу
Большинство конфликтов происходит, потому что кто-то из партнеров перестает выполнять обязанности. Как правило, они четко не оговорены на старте, и поэтому у каждого свое представление о функциях. Должны быть критерии, по которым четко определяется успешность деятельности и проекта в целом.
Нормально, что точка зрения может расходиться со временем, даже если она совпадала на старте. Появляются новые вызовы, обстоятельства, мы обучаемся. Но можно сделать так, чтобы ваши точки зрения с партнером расходились минимально.
С совладельцем нужно регулярно общаться: обсуждать вопросы, стратегию, тренды и проблемы. Нужно находить взаимопонимание. Партнерство в бизнесе – постоянная работа, которая требует от вас времени и эмоциональных усилий.
Советы
Часто спрашивают: кого стоит брать в партнеры по бизнесу?
Я всегда советую следующее: если вы можете получить необходимый навык и компетентность, просто наняв сотрудника, – лучше нанимайте.
Создавайте партнерство только тогда, когда не можете купить навыки человека за деньги.