Что происходит в стране, которую называют азиатским барсом, как на нее влияют российские эмигранты и что будет с экономикой Казахстана в ближайшем будущем, специально для Myfin.by рассказал Никита Корнеев, автор telegram-канала Investment dive.
Площадь Казахстана сопоставима с территорией Западной Европы, при этом плотность населения в стране – одна из самых низких в мире. В стратегическом отношении Казахстан является связующим звеном между крупными и быстрорастущими рынками Китая и Южной Азии, а также России и Западной Европы, обеспечивая автомобильное, железнодорожное сообщение, а также морское по Каспийскому морю.
С момента обретения независимости в 1991 году Казахстан переживает значительный рост экономики. Сегодня экономику Казахстана относят к пяти самым динамично развивающимся наряду с Южной Кореей, китайским Тайбэем (Тайванем), Сингапуром, Малайзией и, конечно же, континентальным Китаем.
В прошлом году Казахстан занял 35-е место в рейтинге мировой конкурентоспособности IMD, улучшив свои позиции на 7 пунктов, а также опередив Португалию, Испанию и Россию. Стремительное развитие, которому способствовали структурные реформы, изобилие углеводородных ресурсов, высокий внутренний спрос и прямые иностранные инвестиции, помогло снизить уровень бедности и превратить страну в экономику с уровнем доходов выше среднего.
Однако эти достижения маскируют уязвимость и неравномерность достигнутого прогресса. К основным вызовам можно отнести:
- медленный рост производительности,
- имущественное неравенство,
- растущую стоимость жизни,
- нехватку рабочих мест,
- слабые институты.
Эти трудности были усугублены пандемией COVID-19, а также вызвали крупнейшие протесты в истории страны, охватившие Казахстан в начале 2022 года.
Январские события, омраченные насилием и попытками дестабилизации страны, послужили очевидным сигналом о необходимости ускорения реформ для достижения устойчивого роста и общенародного процветания. В этом отношении власти планируют усилить борьбу с коррупцией и укрепить верховенство закона, объявив о принятии мер по развитию конкуренции и частного сектора, а также по повышению эффективности правительства. Необходимы реформы для повышения уровня жизни и качества человеческого потенциала, для борьбы со стагнацией производительности труда и ускорения перехода к низкоуглеродной экономике.
Тенденции экономического развития Казахстана
Благодаря резкому росту мировых цен на нефть торговый баланс страны улучшился, а увеличение экспортной и инвестиционной активности поддерживает рост экономики.
ВВП Казахстана вырос на 3,2% г/г в январе – июле этого года. Высокие обороты сохранились в строительстве, транспорте и связи. Производство товаров увеличилось на 3,3% г/г, объем услуг – на 2,4% г/г. Текущий счет платежного баланса Казахстана в первой половине 2022 года сформировался с профицитом в размере $6,6 млрд.
Годом ранее дефицит составлял $2,8 млрд. Улучшению показателя способствовало увеличение положительного сальдо торгового баланса в 2,4 раза. Рост экспорта товаров в 1,6 раза сформирован за счет наращивания поставок нефти и газового конденсата на 84,7% г/г, а также металлов и изделий из них.
На фоне растущей неопределенности во время январских событий и геополитической нестабильности в регионе с начала года курс тенге упал примерно на 6,5% по отношению к доллару США. В интересах снижения волатильности тенге Национальный банк усилил валютные интервенции и в пятый раз в этом году повысил размер базовой ставки. 26 октября произошло повышение сразу на 1,5 процентных пункта — до 16% с процентным коридором +/- 1 процентный пункт. Валютные резервы, однако, остаются на приемлемом уровне в $33,50 млрд.
В силу дополнительного снижения валютного курса увеличения цен на продовольствие и повышения заработной платы уровень инфляции в 2022 будет высоким. В августе инфляция ускорилась до 16,1% г/г с 15% г/г месяцем ранее. Основной вклад в ускорение годового роста внутренних цен по-прежнему вносит продовольственный компонент. Хотя цены на продукты питания остаются высокими, их месячная динамика не ускорилась из-за ослабления давления со стороны мирового рынка продовольствия и сезонного снижения стоимости сельхозпродукции. Нарастание инфляционного давления также отмечено в непродовольственном сегменте, что отчасти связано со сбоями и затруднениями в глобальных цепях поставок и удорожанием импортных товаров.
По оценкам аналитиков, годовая инфляция в Казахстане к концу 2022 года может сохраниться на уровне, близком к 16%. При этом ожидается, что уровень бедности по стране упадет до 12%, однако этот прогноз может измениться, если уровень инфляции будет выше ожидаемого, а рост будет дополнительно замедляться.
Импортная корзина Казахстана также на 40% состоит из российской продукции. Перебои в торговле, снижение предпринимательской уверенности и увеличение валютной волатильности также будут способствовать снижению темпов роста. Рост замедлится и из-за вызванных штормом повреждений казахстанского магистрального нефтепровода (ведущего в российскую часть Черного моря) в марте этого года – на этот трубопровод приходится 80% экспорта казахстанской нефти. Ожидается, что объемы нефтяного экспорта могут сократиться на 5-6% в 2022 году.
Миграционные тенденции
После начала мобилизационных мероприятий в России, часть экономически активного населения эмигрировала в Казахстан. Так, по данным МВД Казахстана, с 21 сентября по 26 октября заявку на казахский ИИН (индивидуальный идентификационный номер) подали более 200 тысяч иностранцев. С 21 по 4 октября ИИН, который обязателен для получения банковской карты, был присвоен 70 тысячам россиян. Для сравнения: за весь 2021 год казахский ИИН получили всего 15 тысяч россиян.
Также россияне перевели в казахские банки значительные суммы денег.
С 1 июля по 10 октября объем остатков по вкладам и текущим счетам граждан России в банках Казахстана вырос почти вдвое. 10 октября объем остатков по вкладам и текущим счетам граждан России (физических лиц и ИП) в кредитных организациях республики составил 678,2 млрд тенге (примерно $1,48 млрд). С начала года по 10 октября сумма всех средств россиян в казахстанских банках увеличилась в 3,5 раза.
В краткосрочной перспективе приток иностранного капитала будет способствовать росту потребительской активности. Так, например, Центральный банк Армении (наравне с Казахстаном популярное туристическое и миграционное направление для россиян) пересмотрел прогноз экономического роста по итогам 2022 года, рассказал его председатель Мартин Галстян. После 24 февраля регулятор полагал, что рост ВВП составит 5%. Позже снизил планку до 1,6% – из-за «связи с экономикой России»: он не исключал, что ее ждет «коллапс», вместе с чем упали бы объемы денежных переводов. Теперь ЦБ ожидает рост ВВП на уровне 13%. В качестве причины такого роста Галстян называет массовый приезд квалифицированных специалистов из России. Однако долгосрочный экономический эффект от российских иммигрантов оценить на данный момент проблематично.
Партнерские отношения Казахстана и Беларуси
Казахстан и Беларусь перешагнули четвертьвековой рубеж становления и развития двусторонних отношений. Так, например, по объему белорусского экспорта Казахстан входит в десятку основных торговых партнеров Республики Беларусь и является третьим среди стран СНГ.
В 2021 году объем внешней торговли товарами Республики Беларусь с Республикой Казахстан составил $1,09 млрд. При этом белорусский экспорт в Казахстан составил $911,8 млн.
Непрерывная работа по развертыванию совместных проектов двух стран продолжается. На встрече Посла Беларуси Павла Утюпина с Каирбеком Ускенбаевым, Министром индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, прошедшей 11 октября, стороны обсуждали развитие кооперации, реализацию проектов в строительной сфере и в области машиностроения двух стран.
Заключение
Несмотря на некоторое ухудшение риск-профиля для экономики Казахстана, были и позитивные события. Одним из них стало существенное повышение цен на экспортируемую продукцию, а именно на сырую нефть, металлы и пшеницу. Помимо этого, темпы роста экономик торговых партнеров Казахстана, несмотря на пандемию COVID-19 и прочие риски, оказались достаточно высокими, что позитивно сказывается на экономической стабильности страны.