- Не нужно быть программистом
- Какие гуманитарные задачи есть в IT
- Какие гуманитарные должности есть в IT
- Почему гуманитарии-переселенцы нужны IT бизнесу
- Нет ли у IT должностей специфики? IT-маркетолог и не IT-маркетолог – разве это одно и то же?
- Нужен ли английский?
- Нужен ли технический бэкграунд
- Намного важнее бизнесовый и научный бэкграунд
- Сколько зарабатывают гуманитарные специалисты в IT
- Что делать IT бизнесу, чтобы привлечь опытных гуманитариев
Миграцию гуманитариев на более оплачиваемые и перспективные должности в IT понять легко, но IT-отрасль не меньше выигрывает от прихода гуманитариев и это совершенно точно стратегический расчет, а не социальная помощь. О том, как приход гуманитариев поможет выжить белорусскому IT в непростые времена, рассказывает в авторской колонке для Myfin.by совладелица студии HRM-проектов «Студия Сорокина и Кулинкович» Тамара Кулинкович.
Не нужно быть программистом
Мы не говорим о тех случаях, когда гуманитарии становятся программистами, или тестировщиками. Это своя отдельная история, в которой наверняка есть хеппиэнды. Но чаще встречаются люди, которые сразу целенаправленно идут в IT на гуманитарные должности, или после технических курсов понимают, что ломать логику работы и наступать на горло своим способностям и опыту слишком болезненно, и ищут в IT гуманитарные задачи.
Какие гуманитарные задачи есть в IT
Вопрос даже не в том, есть ли в IT место гуманитарию. Правильнее будет сказать, что весь бизнес IT окутан и пронизан работой гуманитариев.
Когда началось развитие IT и возник дефицит предложения, техническую экспертизу во всем мире пытались найти и купить дешевле. За счет сложного входа в профессию и дефицита специалистов техническое знание ценилось и оплачивалось дорого. На этой волне Беларусь – благодаря хорошей академической подготовке инженеров – построила первую IT среду. И сейчас ещё продолжает строить, но уже не так эффективно: учиться IT специальностям стало проще и быстрее, часы наших разработчиков давно уже не самые дешевые в мире, включились экономические процессы и на место простого отпуска голов пришла продажа и конкуренция.

Технологии разрабатывают инженеры, но кто-то должен разрабатывать рынок и клиентов, искать, оценивать и сопровождать работу инженеров. Кто-то должен хорошо продавать это все. А хорошие разработчики обычно не могут быть также хорошими коммуникаторами и продавцами.
Более того, в последние годы белорусские компании активно взялись за создание IT продуктов, а там штат разработчиков и вовсе небольшой: процентов 80 всех усилий компании идет на внутренние и внешние коммуникации и маркетинг.
Какие гуманитарные должности есть в IT
На каждой из этих должностей могут работать люди с техническим образованием, раньше так и было, но эффективнее себя показывают гуманитарии, потому что общие гуманитарные навыки здесь важнее.
Если очень упрощенно, то вот основные должности, где гуманитарии приносят бизнесу добавочную ценность:
- Рекрутеры – ищут и отбирают в команду людей и частично развивают бренд компании.
- HR – курируют еще адаптацию, обучение сотрудников и развивают внутреннюю культуру и HR бренд. Очень редко HR в IT имеют доступ к мотивации.
- Специалисты по обучению – разрабатывают методологию обучения и оценки сотрудников, организуют корпоративные университеты.
- PR – занимаются брендом компании внутри и снаружи, у сотрудников и клиентов.
- Project Manager – управляет проектами, работой команды и коммуникацией с заказчиками (давно перестало быть вотчиной технарей, уже половина PM в компаниях – гуманитарии).
- Product Manager – управляет созданием продукта, в разных вариантах может отвечать за многие участки: от проверки идей продукта до всего цикла разработки, маркетинга и продаж.
- Business analyst – собирают требования к продукту, обеспечивают техническую связь с заказчиком.
- Продавцы /Business Development / Customer success Managers – продают IT продукты и разработку.
- Маркетологи / Growth hackers / Telemarketing / Leadgen – продвигают услугу, или продукт, находят лидов.
- Контент-менеджеры / Копирайтеры – создают контент для сайтов и white papers, микро-лендинги и посадочные страницы, цепочки писем, выпускают журналы, ведут внутреннюю коммуникацию.
- UХ-специалисты / Researcher – исследуют пользователей, проверяют гипотезы продукта, дорабатывают удобство и функционал.
- General Manager / Chief Operating Manager – управляют бизнесом в целом, следят за всеми процессами компании, решают юридические, финансовые и хозяйственные вопросы.
- CEO – в основном, управляют продажами и стратегией компании. Раньше роль CEO брали на себя основатели, часто разработчики, сейчас они начинают нанимать людей с опытом, обычно это хорошие продажники из известных крупных компаний.
Почему гуманитарии-переселенцы нужны IT бизнесу
Это явление мы наблюдаем уже несколько лет и сейчас оно стало развиваться: в гуманитарное IT стали переходить образованные специалисты. Не маргиналы, не ищущие себя выпускники языковых специальностей, не веселые авантюристы.
Опытные специалисты приносят процессы и знания из реального сектора, неизбалованность условиями работы и привычку упорно трудиться.
Они уже не пускают розовые пузыри, пытаясь заболтать руководителей-технарей, а честно берутся за работу. И руководители в IT уже лучше знают, что требовать и как оценивать их труд. Кроме этого умения работать и опыта в профессии, гуманитарии в IT переходят из категории «пусть работает, только не отсвечивает» в категорию ключевых специалистов.

Как мы обсуждали выше, конкурировать просто ценой белорусское IT уже не может, оно стало дорогим. Значит, включаются специалисты, которые должны его делать конкурентоспособным за счёт остальных факторов: сформировать позиционирование и нишу, найти и оценить релевантных специалистов, изучить требования клиентов и особенности пользователей, руководить командами и процессами в компании и, наконец, упаковать услуги, наладить привлечение клиентов, коммуникации и продажи.
Именно люди, умеющие делать все это, начинают вытягивать белорусский IT, когда его перестанет спасать ценовая и техническая уникальность.
Нет ли у IT должностей специфики? IT-маркетолог и не IT-маркетолог – разве это одно и то же?
Есть специфика и не одно и то же. Как и IT-продавцы и IT-рекрутеры – не те же должности, что в реальном секторе. Это разные специалисты и простой перенос опыта не работает.
Поэтому перед переходом в IT, чтобы не провести несколько месяцев в демотивирующих собеседованиях, такие люди готовятся. Нужно найти соответствие своего опыта и – особенно – методов работы с тем, что сейчас на острие в IT. Вначале мимикрировать, а потом, закрепившись, насыщать отрасль нехарактерными для нее знаниями.
Мимикрировать нужно под культуру и язык, под методы работы и желательно найти в своём опыте кейсы, похожие на задачи на будущей должности.
Для этого есть масса сайтов с профессиональными статьями и комментариями, форумов, митапов и конференций, курсов и стажировок.
То, что вначале кажется новым языком и травматическим опытом, через несколько месяцев абсолютно органично вписывается в повседневную коммуникацию.
И нужно понимать, какая IT компания будет «трансферной» – больше всего похожей по культуре и среднему возрасту сотрудников на прошлую компанию.
Часто люди 35+ переживают из-за эйджизма и откровенно рассказывают, как им отказывали из-за возраста. В этом есть резон: не надо стучаться в компанию, где средний возраст сотрудников и основателей в районе 25 лет. Дело даже не в эйджизме, а в совместимости культур и общем комфорте общения.
В IT много компаний, где жизненный опыт и связи гуманитарного специалиста будут нужны на должности HR, COO, General manager, а в продажах и GR зрелый возраст позволит заходить к корпоративным клиентам и чиновникам, которым комфортнее общаться со сверстниками.
Я знаю много военных в отставке. Это еще молодые люди, они хотят работать с персоналом. Но культура общения, словарь, даже внешний вид – это что-то противоположное IT. Один такой военный хотел работать в IT, он закончил курс IT HR и как-то честно спросил: «Я понимаю, что я уже пожилой человек и ничего не понимаю в IT. C чего мне нужно начать?».
Это правильный и храбрый вопрос: «С чего начать?» – Начать нужно с компании, по культуре похожей на армию, в управлении которой стоят бывшие военные. В IT такие компании есть, и этот человек сейчас работает HR-директором в одной из них. Не скажу, что он сильно изменился. Он не стал дальше мимикрировать под IT, но они нашли общие ценности – это все, что нужно.
Нужен ли английский?
Английский чаще всего нужен, и на некоторые должности даже не рассматривают специалистов со средним уровнем.
Но это не отсекающий фактор. Иначе диффузии специалистов из реального сектора не было бы вообще.
Идея, что нужно вначале подтянуть язык, а потом подтянуть IT специфику должности, – это прокрастинация. Неужели, у кого-то есть так много времени?
Для должности мечты обычно нужен и язык, и релевантный опыт в IT. Значит, их стоит развивать параллельно: пойти в компанию без требования к языку (например, продающую на рынке СНГ) и параллельно повышать уровень английского. Через полгода-год у специалиста будет хорошее релевантное резюме и возможность выбирать компанию.
Еще хороший ход – договориться на входе, что через столько-то месяцев посещения курсов язык будет на таком-то уровне. Пройдет период адаптации, специалист вникнет в работу, к тому времени подтянется язык. Это и хорошая сделка для обеих сторон. На одних выпускниках иняза бизнес не построишь.
Помню, несколько лет назад в Минск приехала из маленького города рядом с Полоцком женщина 38 лет, юрист. Английский язык был полностью забыт. Ее зарплата там была в 2 раза ниже стоимости курсов IT рекрутеров, но она пошла учиться и жила в Минске у подруги, а через 2 недели обучения устроилась без требований к языку на зарплату в 2 раза выше. Могла бы на этом остановиться, но не остановилась и через год переехал в Санкт-Петербург работать HR-менеджером в одну из российских IT компаний-гигантов. Недавно она окончила какой-то лондонский курс HR и переходит на уровень HR-директора. Интересно следить за ней в Facebook – она уже совсем другой человек.
Это карьера необычная, с многими стоп-факторами на входе, но все, что было у этой женщины, – упорство и отсутствие сомнений. Я встречаю такие рывки время от времени: когда люди после развода, внезапного увольнения, или острых потрясений, с детьми на руках, берутся, выучиваются за месяц и храбро шагают в новую жизнь, а уже через полгода-год спокойно дают советы новеньким, или присылают вакансии на новых подчиненных.
Чаще встречаются карьеры более медленные и более очевидные, когда люди переходят не от отчаяния, а просто повышают свой уровень зарплаты и расширяют экспертизу.
Но такие истории-прыжки из акушеров, учителей, таможенников очень отзываются и встречаются почти в каждой IT-компании.
Кстати, довольно часто люди идут учиться на гуманитарную IT-специальность, получают уверенность и знания, а потом возвращаются в реальный сектор с совсем другим отношением к себе и своей работе. Сейчас в каждой компании нужно решать IT вопросы, искать в штат IT специалистов, заниматься автоматизацией, или помогать создавать внутренние IT продукты, и любой сотрудник, не падающий в обморок от технического языка, приобретает ценность.
Нужен ли технический бэкграунд
Да, для работы в IT нужно разбираться в технологиях, понимать термины и специфический язык, представлять себе процесс разработки.
Но об этом даже говорить не надо – так же работает любая сфера. Специалисты гуглят, читают, ходят на конференции и начинают понимать специфику довольно быстро.
IT – это все еще микросекта, где распознают людей по сленгу и отсутствию страха в глазах во время разговора о технологиях.
Не нужно пытаться знать все – нужно знать в общих чертах, а дальше не бояться. IT так быстро развивается, появляются новые языки и платформы, что никто не знает технологию досконально. Для начала, важно знать, где и что нужно применить для решения бизнес-проблемы клиента, и где можно быстро погуглить остальное.
Намного важнее бизнесовый и научный бэкграунд
То, что нужно сейчас IT от специалистов-гуманитариев, это их бизнес-опыт в определенных доменах. В создание и продажу продуктов стараются искать врачей, финансистов, архитекторов, художников, психологов, физиологов, педагогов – специалистов, которые могут принести доменную экспертизу в продукт.
В управление и продажи часто берут людей с опытом корпоративного управления, знанием стратегии и корпоративных продаж.
Меня до сих пор вдохновляет пример парня, который работал продавцом в салоне авто и хорошо понимал кухню корпоративных продаж, принятия решений, работы отделов маркетинга. Он ушел вникуда и основал с хорошим дизайнером IT-компанию, которая стала работать с белорусскими клиентами.
Самое сильное его уникальное предложение, благодаря которому он выигрывал тендеры и получал крупные сделки, было в том, что он точно знал, как готовить коммерческие предложения, рассчитывать за клиентов бизнес-план и делать половину работы за отдел маркетинга заказчиков. Ничего не понимания в IT поначалу, он хорошо понимал в бизнес-проблемах своих клиентов и быстро обходил на переговорах технические команды конкурентов.
Сколько зарабатывают гуманитарные специалисты в IT
Это зависит от опыта и должности. Иногда начинающий может прийти на 150-300 долларов, иногда на бесплатную стажировку. Если у специалиста уже есть опыт и образование в этой сфере и он сразу начнет приносить ценность, зарплата может начаться с 500-1000 фиксом (рекрутеры и продавцы часто дополнительно получают процент по результатам работы).
Если это опытный, или уникальный специалист-гуманитарий, очевидно помогающий продажам, или процессам в компании на должности общего операционного менеджера, он может зарабатывать на уровне опытного Senior программиста – 3000-4 000 долларов.
Продавцы в IT иногда зарабатывают больше, чем самые высокооплачиваемые технические специалисты (спросите на парковке около IT компаний, кому принадлежат самые дорогие машины).
Что делать IT бизнесу, чтобы привлечь опытных гуманитариев
Не отказывайте в собеседовании, если у специалиста нет опыта в IT и он кажется человеком из другой культуры – страны – времени, но при этом у него есть опыт в профессии и доменной области. Вам нужен его опыт и возможность заимствовать лучшие практики из других сфер, а лоск корпоративной культуры придет быстро.
На моих глазах хмурые строгие женщины на шпильках, представлявшиеся по имени-отчеству, за несколько месяцев работы в IT становились молодыми активными HR, буквально расцветали эмоционально, не теряя при этом хватку и вдумчивость в работе.
Так же меняются продавцы 30+ из корпоративного сектора, переодевают пиджаки на толстовки, быстро вникают в специфику производства и приносят с собой знание процесса продаж, расчета планов, бюджетов и KPI.
Самое большое богатство в IT приносят специалисты из смежных областей: врачи в медтех, e-learning специалисты в эдутех и так далее, маркетологи из жёсткого digital приносят работоспособность, жесткие метрики и умение работать с площадками, корпоративные маркетологи приносят стратегию и систему, B2B продавцы из реального сектора делают то, что совсем далеко от технических руководителей – находят доступ в корпорации и говорят на их языке, занимаются GR и общими вопросами управления.
Все эти функции сейчас существенно помогают IT компаниям увеличить поток денег и обрести устойчивость, чтобы справиться с трудностями, в которые погружается IT-сектор глобально и локально.