Отказ от аналитических cookie-файлов
Отключение аналитических cookie-файлов не позволит определять предпочтения пользователей Сайта, в том числе наиболее и наименее популярные страницы и принимать меры по совершенствованию работы Сайта исходя из предпочтений пользователей.
Отказаться
Принять
Отказ от рекламных cookie-файлов
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию работы Сайта, исходя из предпочтений пользователя, а также осуществлять подбор рекламы, иных рекламных материалов по наиболее актуальному, подходящему назначению для каждого конкретного пользователя.
Отказаться
Принять
Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

«Надо защищать свою маржу». Как бизнесу планировать 2023 год

«Надо защищать свою маржу». Как бизнесу планировать 2023 год
Михаил Черников
Михаил Черников

«Все еще велика доля компаний, которые пытаются справиться с натиском проблем в операционном режиме. Но если продажи и корпоративный бюджет уже фактически действуют в режиме "чрезвычайной ситуации", значит и юристы, HR и контрольные функции (например, служба безопасности или внутренний аудит) также должны предложить свою "программу" действий для устойчивости бизнеса». Какие же критические предпосылки следует принять во внимание при планировании безопасности бизнеса в 2023? Михаил Черников, председатель Наблюдательного совета Ассоциации безопасности бизнеса и комплаенса, рассуждает об этом в материале.

Уникальность контекста деловой среды заключается в том, что компании еще никогда не сталкивались сразу с таким количеством вызовов и кризисов исключительной интенсивности и сложности. Сбои цепочек поставок, сформированные под давлением пандемии, усилились под давлением геополитической ситуации. Инфляционные процессы в России и Беларуси начали оказывать крайне причудливое влияние на рынки. И все это на фоне миграции рабочей силы, которая привела к парадоксальному дефициту компетенций, и на фоне общей напряженности на рынке труда.

Давление пессимистических прогнозов

Если раньше в основу как стратегических, так и операционных решений в качестве предпосылок закладывались оптимистичные ожидания, сейчас следует быть как минимум консервативными, оценивая риски и негативные сценарии. Это означает, что компаниям следует быть более настойчивыми в «накоплении» гарантий от своих деловых партнеров (от поручительств до обязательств по раскрытию информации о состоянии дел), а также прилагать дополнительные усилия (от мероприятий по начислению и управлению резервами до мониторинга и анализа операций конкурентов).

Примите неизбежность неопределенности

Утверждение «Бизнес – это риск» играет как никогда всей полнотой своих красок. Пожалуй, следует смириться на стратегическом уровне с высокой волатильностью ваших ожиданий и прогнозов. Единственный способ противостоять этому – научиться моделировать различные сценарии и разработать индикаторы для каждого из них. Сценарное планирование должно стать частью не только культуры, но и бизнес-процессов.

Осознайте важность корпоративной культуры

Возведите в «культ» (можно сказать, даже в форме корпоративной стратегии) подход, при котором управление рисками и корпоративная безопасность – это дело каждого подразделения в отдельности и всех вместе одновременно. Это не исключительная зона ответственности только службы безопасности, а «точка» сосредоточения общих усилий для поиска наиболее эффективных решений. Подобный подход, помимо прочего, поможет преодолеть рост операционной нагрузки и ежедневный индивидуальный стресс каждого работника.

Тем не менее, скорее всего, большинство компаний в той или иной степени будет придерживаться «привычных» стратегий. Одни начнут «сжигать» мебель (урезать затраты), другие начнут «распыляться», отклоняясь от своего ключевого бизнеса и пытаясь в отчаянье заработать на всем, где только можно. Тем не менее эффективные компании органически придут к следующим решениям:

  • Вместо «урезания костов» следует «с нуля» провести реструктуризацию финансового «дома», управляя балансом и сохраняя ликвидность («жирок» будет отсекаться, однако «мышечная структура» бизнеса сохранится).
  • Вместо «заработать на всем, где только можно» стоит сократить «непрофильные» направления, сосредоточившись на «ядре» (ключевых бизнесах), аккуратно инвестируя в их развитие (захватывая «по дешевке» рынок менее устойчивых игроков).

Это означает, что контрольные подразделения и функции поддержки получили шанс предложить своим компаниям уникальные стратегии, которые смогут внести вклад в устойчивость бизнеса в общем и отразить их ценность в частности. С другой стороны, компаниям стоит поставить задачу перед своими подразделениями сформировать собственные стратегические инициативы.

На что можно опереться

Приняв во внимание критические предпосылки, о которых мы писали выше, при формировании таких стратегий можно опереться на следующие подходы:

  1. Проведение реалистичной оценки текущего состояния дел, в том числе возможностей и бюджета. Со своей стороны компания должна поощрять «правдивый» подход и научиться ставить задачи подразделениям по SMART, учитывать ограниченность ресурсов и быть готовой отказаться от «балласта» задач и бесполезных операций.
  2. Оценка рисков должна сопровождаться сценарным планированием. Это возможно сделать, когда компания сможет определиться с индикаторами, которые станут триггерами для разработанных заранее готовых шагов.

Например, в рамках программы управления ликвидностью юристы, финансовая функция и экономическая безопасность могут предложить принципиально новые подходы по управлению просроченной дебиторской задолженностью. Это может быть и взвешенная матрица сценариев в зависимости как от суммы, так и от категории клиента. IT-подразделение может автоматизировать не только идентификацию просрочки, но и правила уведомления, формирование претензий, постановку задач на проверку или мониторинг должника. В итоге компания получит сбалансированный подход между сохранением отгрузок и взвешенными гарантиями ликвидности.

В условиях новой «ценовой реальности» и инфляции компании неизбежно придут к новым стратегиям управления портфелем, сосредоточатся на защите своей маржи.

Значит, будут востребованы инициативы по прозрачности операций и доверия отчетам. Отличная возможность проявить себя СБ, внутреннему аудиту, финансовому подразделению и it.

Безусловно, следует подумать о «внутренних» (внутри компании) гарантиях. Заручитесь поддержкой руководства в новых паттернах культуры (для этого воспользуйтесь кооперацией с HR) и оптимизации бизнес-процессов. Если где-то идет сбой и получение таких гарантий «туманно» – это не повод «опустить руки», а причина для коррекции ваших инициатив адекватно ситуации.

На самом деле не так уж много компаний, которые серьезно занимаются своей стратегией (если занимаются ею вообще). Это делает задачу по защите корпоративной безопасности крайне сложной, нет «точки опоры». Тем не менее юристам, HR, СБ, финансам стоит рискнуть и проактивно предложить руководству и собственникам свое видение. В конце концов – это отличный шанс получить обратную связь и сформировать собственные ожидания на 2023.


Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все