Как сегодня рассчитываются ввозные платежи в Беларуси
Сейчас размер ввозных таможенных платежей для физических лиц рассчитывается по трем основаниям:
- по возрасту авто – старые дороже;
- по объему двигателя – малолитражки дешевле;
- по цене покупки за рубежом – прямая пропорция, чем дороже машина, тем больше пошлина.
Для машин старше 3-х лет применяются первые два пункта. Стоимость 1 кубического сантиметра объема двигателя – от 1,5 до 5,7 евро. Общая тенденция – старше и объемнее, значит дороже.

Пошлина на машины моложе 3 лет зависит от цены покупки и объема:
- на авто дешевле 8 500 евро – 54% от покупной цены, но не менее 2,5 евро за 1 см3 объема двигателя;
- на авто дороже 8 501 евро – 48%, но не меньше 3,5 евро за 1 см3;
- дороже 16 701 евро – 48%, не меньше 5,5 евро за 1 см3;
- дороже 42 301 евро – 48%, не менее 7,5 евро за 1 см3;
- дороже 84 510 евро – 48%, не менее 15 евро за 1 см3;
- дороже 169 тыс. евро – 48% и не меньше 20 евро за 1 см3.
Запоминать эти цифры и считать вручную не обязательно, в сети есть множество онлайн-калькуляторов. Достаточно понять, что теперь за ввоз нужно платить от половины стоимости авто и дороже.
Нарушил равновесие Указ №140 от 10 апреля 2019 года, а точнее одна из его норм, снижающая ввозные таможенные пошлины на 50% для инвалидов I и II групп и многодетных.
Что это значит для конкретных машин?
Возьмем несколько моделей авто с разными параметрами. Для расчета воспользуемся таможенным калькулятором.
Volkswagen Vw Lupo1.0 benzin
- авто 2000 года выпуска;
- объем двигателя – 1000 кв.см.;
- стоимость в Германии – 500 евро ($559);
- полная стоимость растаможки в Беларуси – 3 000 евро.
- льготная растаможка – 1 500 евро.
В Беларуси такие машины продаются за $2 000-3 000.
Ввозить даже с половинной пошлиной невыгодно.
Volkswagen Passat 2.0 FSI Comfortline
- год выпуска – 2005;
- объем двигателя – 1 984 кв.см.
- стоимость в Германии 3 790 евро ($4 239)
- полная стоимость растаможки в Беларуси – 9 523 евро.
- льготная растаможка – 4 761,5 евро.
Цена в Беларуси – $5 500 – 6 500.
Ввозить этот автомобиль в Беларусь тоже не выгодно даже по льготной пошлине.
Renault Scenic III Expression
- год выпуска – 2010;
- объем двигателя – 1 598 кв.см.
- стоимость в Германии 5 990 евро ($6 700)
- полная стоимость растаможки в Беларуси – 5 593 евро.
- льготная растаможка – 2 796,5 евро.
Цена в Беларуси – порядка $8 000.
Результат тот же – ввоз невыгоден даже при наличии льгот.

Какая выгода от льгот по растаможке?
Трудный вопрос, учитывая, что растаможка увеличивает цену среднего авто в примерно в полтора раза, а льготная – на четверть.
В такой ситуации срабатывают рыночные механизмы: автодилеры легально ввозят в страну более дешевые авто из России, цены на вторичном рынке тоже ориентируются на Россию и стоимость новых машин.
Однако из этого правила тоже есть исключения. Автомобиль, который выгодно покупать за границей с уплатой пошлины должен отвечать двум критериям:
- иметь малый объем двигателя;
- быть моложе 3-х лет.
Еще один вариант – везти в Беларусь машины, которые здесь еще не продаются.
То, что инвалидам и многодетным семьям понадобятся именно такие машины – весьма сомнительно, это не самые дешевые для отечественного авторынка варианты.
Напомним, что среднедушевой доход многодетных семей обычно ниже среднего, а социальная пенсия инвалида I группы 246,42 руб., II группы – 190,42 руб. без учета надбавок.
Еще одна потенциальная выгода – «торговать льготой»: хотя машину с пошлиной в 50% можно ввозить только для личного пользования, дальнейших ограничений законом не определено. Но и это не слишком просто. Оформить машину по доверенности не выходит, уже появились отзывы, что таможня требует личного присутствия льготника.