- Как инфляция и текущая денежно-кредитная политика влияют на выбор активов для инвестирования сегодня?
- Если инвестор готов принять больше риска, на облигации с какой доходностью безопасно смотреть?
- Перейдет ли Нацбанк к снижению ставки рефинансирования в ближайшие месяцы?
- Когда понижательный тренд станет ощутим, в каких инструментах лучше находиться?
- Что должно быть в инвестиционном портфеле до конца года прежде всего?
- Что делать белорусскому инвестору, если нужен валютный хедж?
- Какие госбумаги должны быть сейчас в инвестиционном портфеле белорусов? Актуальны ли долгосрочные облигации?
- Как лучше диверсифицировать свой портфель инвестору с высоким риск-профилем?
Фондовый рынок больше года живет в условиях высоких процентных ставок: двузначную доходность обещают банки, эмитенты облигаций и токенов. Несмотря на планы денежных властей, рынок пока не учитывает в ценах возможное смягчение денежно-кредитной политики. Почему в таких условиях важно обращать внимание не на доходность корпоративных бумаг, которая может казаться крайне привлекательной, а на надежность эмитента, в интервью Myfin.by рассказал партнер компании «Смартмайнинг», основатель ИнвестКлуба КИТ Александр Теслов.
Как инфляция и текущая денежно-кредитная политика влияют на выбор активов для инвестирования сегодня?
По мнению эксперта, высокая ставка сейчас говорит о том, что нужно снижать риски в экономике. Для инвесторов это значит, что лучше переходить из высокорискованных инструментов в низкорискованные. Сейчас на рынке всего два таких инструмента с высокой доходностью ‒ это облигации и вклады. А вот стоит ли инвестировать на местном рынке акций, надо «крепко подумать».
— Бонды и банковские депозиты — хороший вариант, особенно на российском рынке. Высокий уровень доходности в облигациях формирует в первую очередь рыночная ситуация. Если заемщики имеют большую доходность и могут делиться этим профитом со своими инвесторами, то это и определяет ставку, которую эмитенты готовы платить.
Но кредитное качество заемщиков с большим долгом стремительно снижается. С каждым кварталом объем процентных платежей у них увеличивается. Поэтому лучше выбирать ликвидные бумаги с высоким рейтингом и привязкой купона к курсу иностранной валюты.
Если инвестор готов принять больше риска, на облигации с какой доходностью безопасно смотреть?
‒ Я выбирал бы доходность максимум 8 % в валюте, ‒ говорит Александр Теслов. ‒ Но таких бумаг не так много. Нужно учитывать, что доходность, которую дают белорусские компании по своим облигациям, далеко не всегда связана с тем риском, который есть в компании. Повышение ставки увеличивает и спрос на них.
‒ Мой опыт говорит, что часто обещанная доходность напрямую не связана с надежностью компаний. Рынок уже получил опыт банкротств эмитентов с подвисшими выплатами по основному долгу и купонам. Такие истории случились с компаниями, которые давали не самый высокий процент на рынке.
Дело в том, что рефинансирование по новым ставкам уменьшает запас прочности эмитентов в уровне процентной нагрузки, и это иногда плохо заканчивается. Поэтому лучше анализировать только сами компании: насколько они надежные, насколько стабильно всё выплачивают, каков у них запас прочности по капиталу и есть ли обеспечение. Все эмитенты публикуют отчетность, и просто нужно ее регулярно смотреть ‒ за каждый квартал. В текущих условиях это лучший способ минимизации рисков при таких инвестициях.
Перейдет ли Нацбанк к снижению ставки рефинансирования в ближайшие месяцы?
Александр Теслов объясняет, что для снижения ставки пока нет оснований. Во многом белорусский регулятор вынужден опираться на действия российского Центробанка, который сейчас, наоборот, поднимает ключевую ставку. Поэтому вопрос о снижении не стоит. А то, что прописано в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2025 год, ‒ это примерный план. И рынок пока не учитывает в ценах возможное смягчение ДКП. Зато все игроки чутко ловят сигналы о начале турбулентного этапа, который вызван президентскими выборами в США. Из-за этого многие планы могут быть пересмотрены достаточно резко.
Сейчас только ЕЦБ и ФРС ставку начали понижать. А в наших экономиках этого трендаможно будет ждать только в следующем году, не раньше.
Когда понижательный тренд станет ощутим, в каких инструментах лучше находиться?
По оценке эксперта, это можно будет понять, когда станут известны параметры, с которыми придется работать в будущем. Возможны несколько вариантов, причем они кардинально разнятся. Если к руководству в США придет Камала Харрис ‒ это будет один сценарий, если же Трамп ‒ совсем другой. Причем именно во втором случае нас с большей вероятностью ожидают серьезные изменения или даже потрясения.
Что должно быть в инвестиционном портфеле до конца года прежде всего?
Это зависит от риск-профиля инвестора, объясняет наш собеседник. Если он малый либо средний, то лучше находиться только в облигациях, депозитах и в золоте. А если в портфеле есть место для более высокого риска, его можно разбавить наиболее перспективными криптовалютами, советует Теслов.
— Здесь нет универсального совета, констатирует эксперт. — Я, например, придерживался бы соотношения 50 на 50.
При этом, выбирая между банковскими продуктами или токенами, Александров Теслов склоняется в пользу последних.
Что делать белорусскому инвестору, если нужен валютный хедж?
— Проще купить просто валютные инструменты и находиться в них, ‒ считает партнер «Смартмайнинг». — Дело в том, что хеджирование в классическом виде ‒ это использование фьючерсов и опционов для страхования текущих открытых позиций. Например, мы купили индекс S&P 500 или индекс Мосбиржи. И в ситуации, когда видим риск снижения стоимости актива, то не продаем его, а хеджируем через фьючерсные или опционные контракты. Если инструмент падает, мы в своем активе находимся, но в то же время получаем премию, которую дает рынок за счет опционов и фьючерсов. Если инструмент упал, мы частично это падение компенсировали себе на депозиты. Так работает этот механизм в классике.
В Беларуси сейчас многие из этих инструментов не присутствуют, а те, которые есть, не позволяют в классическом виде без высоких затрат реализовать этот хедж. То есть вы заплатите непропорционально высокую комиссию за то, что застрахуетесь от этого риска. Поэтому в белорусских реалиях это нецелесообразно.
Какие госбумаги должны быть сейчас в инвестиционном портфеле белорусов? Актуальны ли долгосрочные облигации?
По оценке Александра Теслова, время покупки длинных облигаций еще не пришло. Для размещения ликвидности сейчас логичнее выбирать короткие инструменты.
‒ Я бы ни в коем случае не брал долгосрочные облигации.Сейчас в мире у западных инвесторов наблюдается такой феномен, как расхождение кривой доходности: по краткосрочным облигациям проценты выше, чем по долгосрочным. Это говорит о том, что инвесторы в ближайшей перспективе риска видят больше, чем в долгосрочной. А так как у нас есть риск дефолта, то пострадают и долгосрочные облигации. Поэтому на данный момент, с учетом того, что по краткосрочным облигациям доходность выше, лучше брать краткосрочные бумаги. Это большая мобильность для капитала в современном турбулентном мире.
Присматриваться к замещающим облигациям особого резона нет, считает эксперт.
Как лучше диверсифицировать свой портфель инвестору с высоким риск-профилем?
Белорусскому инвестору из высокорискованных инструментов сейчас доступны только российский фондовый рынок и криптовалюта, констатирует Теслов. И с учетом того, что, например, по российским облигациям выплачивают очень высокую процентную ставку, возможен акцент на российских ОФЗ, золоте, а часть портфеля логично отдать под криптовалюты. На российском фондовом рынке сейчас лучше проводить только короткие спекулятивные сделки.
‒ Если, например, инвестировать в американские фондовые рынки, то велика вероятность новых санкций, вторичных санкций. Я знаком с некоторыми кейсами наших сограждан, которым заблокировали счета, заморозили средства. Лучший уход от такого риска сейчас ‒ это избавиться от западных инструментов и аккуратно инвестировать разнонаправленно в облигации, золото и криптовалюты в рамках своего риск-менеджмента.
Myfin.by не несет ответственность за принятые решения Пользователя по финансовым вложениям и/или торговле (в том числе с ценными бумагами и др.) с участием третьих лиц (в том числе брокеров и иных участников финансового рынка). Myfin.by также не несет ответственность за гипотетические результаты торговли, являющиеся следствием принятого Пользователем решения об участии в соответствующих мероприятиях и использовании услуг, предоставляемыми третьими лицами.