Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Как внешняя торговля влияет на экономику, курсы валют и кошельки людей?

Как внешняя торговля влияет на экономику, курсы валют и кошельки людей?
Фото носит иллюстративный характер. Источник:goodtrading.ru
Фото носит иллюстративный характер. Источник:goodtrading.ru

По данным Национального банка, в январе – апреле 2024 года сальдо внешней торговли товарами и услугами Беларуси ушло в минус и составило -154,3 млн долларов. А вот годом ранее по итогам 4 месяцев наблюдался профицит во внешней торговле – тогда сальдо было +146,8 млн долларов.

За январь – апрель 2024 года отрицательное сальдо торговли товарами достигло 1 млрд 091,7 млн, а по торговле услугами оно положительное – 937,4 млн. Myfin.by спросил у эксперта, кандидата экономических наук Вячеслава Ярошевича, как внешнеторговая деятельность страны влияет на экономику и жизнь обычных граждан.

Отрицательное сальдо – это не страшно

Для экономики Беларуси в целом характерны отрицательные значения сальдо внешней торговли, особенно по товарам. Как правило, это перекрывалось торговлей услугами: отмечался прогрессирующий экспорт IT-сектора, транспортных перевозок, транзитных поставок по трубопроводам. Все это способствовало нивелированию отрицательного сальдо по торговле товарами.

– Сейчас конъюнктура другая, – поясняет Вячеслава Ярошевич. – Экспорт IT просел так же, как и доходы от транспортных услуг в западном направлении. Что касается товаров, то наблюдалась относительная стагнация инвестиционного импорта: санкции и сложная геополитическая обстановка никак не способствовали капиталовложениям. Потребительский импорт тоже просел. Как следствие, в 2023 году имел место профицит внешней торговли, в том числе и по ее товарной составляющей.

Сейчас торговля товарами восстанавливается, находятся новые каналы поставок, постепенно улучшается инвестиционный климат.

Наблюдается активизация инвестиционного импорта из России, стран Азии, и это не может не сказываться на состоянии внешнеторгового сальдо.

Что касается экспорта, то его основу у нас традиционно составляют товары с невысокой добавленной стоимостью. Раньше такая продукция шла на Запад и в Украину, в особенности нефтепереработка, сейчас же приоритеты изменились: больше идет на страны дальней дуги, с более высокими транспортными и прочими издержками, а следовательно, и меньшей маржой.

– По поставкам в Россию ситуация следующая: восточных соседей полуфабрикатами и нефтепереработкой не удивить, а вот поставлять товары с более высокой добавленной стоимостью сложнее, здесь надо оттачивать дилерские сети, маркетинг, предлагать выгодные финансовые и другие условия, – отмечает Вячеслав Ярошевич. – Тем не менее можно констатировать, что с Россией торговля идет лучше, чем когда бы то ни было, хотя подводные камни, пожалуй, остаются.

Внешняя торговля и курсы валют

– Большое отрицательное сальдо давит на курс валют, но в большей степени курс белорусского рубля зависит от курса российского рубля, – отмечает эксперт.

Он поясняет, что если укрепляется российская валюта, как это происходит в последние месяцы, то и белорусский рубль ведет себя стабильно. А курс российского рубля – это в первую очередь мировые котировки нефти и других энергоресурсов. Пока сырье не дешевеет, и это позволяет России быть на плаву. Экономика страны-соседки растет даже быстрее, чем стран Европы и США, и, соответственно, растем мы. В общем, российский рубль для нас важнее, чем все остальные валюты.

– Для нашей экономики было бы хорошо иметь сальдо внешней торговли товарами около нуля, тогда бы у нас с учетом услуг был существенный плюс, – считает эксперт.

По мнению Вячеслава Ярошевича, не исключено, что по итогам текущего года отрицательное сальдо по товарам составит 2 млрд долларов, с учетом услуг — около 1 млрд. А это уже определенное давление на курс белорусского рубля.

Но такой минус по сальдо внешней торговли, как сейчас, в целом совсем не критичен, гораздо сложнее было бы с минусом в 3-4 и более млрд долларов. Хотя и такое бывало.

Надо также учитывать, что сейчас у Беларуси пик платежей по внешнему долгу.

– Мы сейчас проходим выплаты по долгам, которые активно набирали 10 и более лет назад. Можно предположить, что на это тратятся в том числе и ЗВР, – считает эксперт. – Но они у нас стабильны, главным образом из-за недавнего роста цен на золото. Если бы не стоимость золота на мировом рынке, наши ЗВР могли бы быть меньше (примерно на 1 млрд долларов). А это было бы уже хуже.

Санкции не помешали

Понятно, что санкции сделали логистику более дорогой. Но, с другой стороны, сейчас в России активизировалось импортозамещение, развиваются собственные производства, и вряд ли кто захочет вспомнить неолиберальные догмы девяностых и нулевых.

Для большой экономики, где много природных ресурсов и человеческих талантов, которые не хотят ехать на Запад, это только во благо. Приостановилась утечка капитала, тогда как раньше в среднем уходило по 100 млрд долларов ежегодно, и в основном на Запад. Если восстанавливается Россия, то нам в Беларуси это только на руку, – отметил эксперт.

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все