Белорусы старше 30 лет на своем веку пережили не одно экономическое потрясение. Международное агентство социальных и маркетинговых исследований (МАСМИ) в 2022 году провело два социологических опроса, чтобы понять, как люди реагируют на кризис. Белорусы затягивают пояса и ждут лучших времен или идут во все тяжкие и тратят свои сбережения на все подряд? О результатах исследования Myfin.by рассказала директор МАСМИ Татьяна Лисицкая.
Молодежь предпочитает не экономить, а белорусы 30+ имеют целую стратегию для накапливания сбережений
Весенняя волна исследования «Омнибус» охватила мужчин и женщин в возрасте от 18 до 64 лет, постоянно проживающих в городах опроса. Всего в исследовании приняли участие 1000 человек. Выборка пропорциональная, репрезентативна городскому населению Беларуси по полу и возрасту.
В результате опроса удалось выяснить, что чаще всего в 2022 году белорусы сталкивались с ростом цен на товары и услуги. Практически треть столкнулась с такими явлениями, как вынужденная экономия на товарах/услугах, паника и депрессия в окружении и уменьшение доходов семьи.
Второе исследование – 30 глубинных интервью среди респондентов в возрасте 18–30 лет и 31–60 лет, чтобы сравнить тактику поведения.
– Задача второго исследования – понять, есть ли различия в модели экономии у людей до 30 лет и у более старшего поколения. Выявить и описать стратегии поведения при возникающих кризисах у респондентов различных возрастных категорий, – комментирует руководитель МАСМИ Татьяна Лисицкая. – Действительно, поведение респондентов старшей и младшей категорий несколько отличается в плане экономии. Молодежь меньше экономит, но определенных стратегий экономии нет. Сэкономленные деньги воспринимаются как приятный бонус, при этом необходимость экономить вызывает пессимистичные настроения и подавленность.
Гипотеза о том, что у респондентов в возрасте 31 год и старше существуют определенные стратегии экономии в случае кризиса, подтвердилась. Такие паттерны поведения выработались в результате опыта столкновения с кризисами предыдущих периодов.
– Старшее поколение упоминало все кризисы, которые пришлись на их долю: 1990-е, когда произошел развал СССР, девальвация, пустые прилавки. Вспоминали 2000-е – деноминацию, задержку зарплат, рост курса доллара, 2008–2009 – рост цен, нестабильность валюты, 2011-й – скачки курса доллара. Респонденты многое пережили, в результате чего у них выработались определенные модели поведения, чтобы успешно справляться с финансовыми затруднениями. Поэтому люди старшего поколения в целом более оптимистичны по отношению к экономии как феномену.
На чем экономят белорусы в кризис?
В большей степени в 2022 году белорусы урезали статьи расходов на отпуск и развлечения (45% и 41% респондентов), следом сократили траты на покупку бытовой техники (29%). 24% белорусов не стали пересматривать свое планирование бюджета и оставили все как есть.
Респонденты отмечали, что экономия — вынужденная мера. Необходимость учиться экономить в кризисной ситуации неизбежна. При этом мужчины чаще экономят на спиртных напитках и сигаретах, а также на транспортных расходах.
Экономия на продуктах питания характерна чаще для самой старшей возрастной группы (55–64) и для женщин.
Также женщины чаще экономят на косметике и средствах гигиены. В возрастной группе 35–44 чаще экономят на отпуске и отдыхе, а для молодежи (18–24) такая экономия характерна меньше всего. Также молодежь реже остальных экономит на покупке бытовой техники.
Что сегодня волнует людей?
Согласно результатам исследования, в настоящее время респонденты всех возрастов напуганы ростом цен, общей экономической ситуацией, у людей присутствует страх перед дефолтом. Респонденты опасаются, что санкции ударят в большей степени не по ценам, а по ассортименту в магазинах.
В количественном исследовании спрашивали, заметили ли респонденты сужение перечня импортных продовольственных товаров. 73% опрошенных сказали, что санкции никак не повлияли на привычный ассортимент продукции в магазинах. Больше всего заметили отсутствие украинской соли в первые дни обострения геополитического конфликта в Украине (11% опрошенных).
– Потребители сметали украинскую соль с прилавков. Как оказалось, она больше подходит для домашних заготовок. Боялись, что она исчезнет. 11% заметили отсутствие соли, еще 9% отметили исчезновение некоторых фруктов, 4% – сыров.
По словам Татьяны, пока ситуация с товарами некритичная. Осенью МАСМИ планирует провести еще одно исследование и спросить у белорусов, насколько изменилась картина и заметили ли потребители отсутствие еще каких-то товаров в магазинах. Сейчас, к примеру, многие нашли замену импортным товарам среди белорусских аналогов – соль, мука, овощи, молочная продукция.
– Интересная ситуация с орехами. Их заменили на другой импортный аналог, нашли другие бренды, других производителей или вообще перестали покупать. Заметили исчезновение орехов 4%, из них 40% перестали покупать данный продукт.
Чувствуется депрессия в окружении?
– Вопрос о внутренних ощущениях респондентов, в том числе о депрессии, мы начали задавать еще в марте 2020 года, когда начался COVID-19. Тогда отмечался достаточно большой процент паники и депрессии в окружении. И сейчас, на удивление, этот показатель падает: весной 2020 года – 46%, весной 2021-го – 41%, весной 2022 года – 32%. То есть люди привыкли к постоянным стрессам вокруг и адаптировались к этой ситуации.
При этом о панике и депрессии в окружении чаще говорили женщины и минчане, чем все остальные группы опрошенных.
Основные выводы исследований
- Многие получают удовольствие, если удается сэкономить деньги
- Вынужденная экономия вызывает по большей части негативные эмоции: грусть, подавленность, чувство неполноценности
- Наиболее частые категории расходов, которые белорусы значительно урезали в 2022 году, – досуг, косметика, одежда, продукты питания
- Настроения респондентов в текущей экономической ситуации – страх, тревога, ощущение бессилия.