В 2018 году мама троих дочерей в поисках «лагеря мечты» для своих детей создала проект «Мегалайф», а затем – запустила детские развивающие курсы. В этом материале Екатерина рассказала, что произошло с бизнесом за эти годы, какие проблемы приходится решать сейчас и куда хотелось бы развиваться дальше.
Искала курсы для детей и сделала свои
– Проекту «Мегалайф» уже 6 лет, это развивающие курсы для детей и выездные IQ-туры (аналог лагеря) на каникулах. А началось все с того, что я искала хорошие развивающие курсы для своих трех детей, не нашла подходящие и сделала собственные.
Сначала основной специализацией у нас было скорочтение, дополненное белорусским и английским. Но дети росли, им хотелось чего-то большего. Так у нас появились еще и занятия логикой, ментальной арифметикой, финансовой грамотностью, а для детей постарше – эмоциональный интеллект и профориентация.
Одно время мы шли по пути расширения филиалов, но сейчас оставили только один в Минске. Для многих это не помеха – к нам привозят на занятия детей со всего города и даже из городов-спутников (Молодечно, Борисов), есть группы онлайн.
Кто наши ученики и откуда о нас узнают
Мы подсчитали, что за 6 лет наши курсы уже прошли более 13 000 детей из 20 стран. Сейчас занимаются 180 человек, около 90 – вживую, остальные – онлайн. Группы по 6–8 человек, с ними работают 3 преподавателя. После каждого занятия даем родителям обратную связь по результатам по американской системе Case-study (каждый ребенок находится в ситуации успеха).
Наш фундаментальный курс по скорочтению, развитию внимания и памяти постоянно улучшается. Есть интерактивные комплексы для проверки техники чтения с коэффициентом понимания; мнемотехники не только в текстовом и визуальном ряде, но и в клиповом пространстве. Все это для того, чтобы быть точно уверенными, что дети понимают, как использовать эти навыки.
Одна из новинок, которую хотим внедрить не только в офлайн-, но и онлайн-формате – тренажер на осязание и обоняние. В идеале хотелось и вкусовые тренажеры, но с белорусскими пищевыми стандартами пока это невозможно.
В основном ученики из Беларуси, но около 20 из них сейчас живут в других странах – Грузия, Израиль, США, Польша, Латвия, Литва, Германия, Великобритания. Кто-то из белорусов переезжал и продолжил заниматься онлайн, кому-то нас посоветовали знакомые.
Большинство наших детей – 6–10 лет. На новые курсы ходят и дети 10–15 лет, есть малыши 4–6 лет, которых мы учим читать. Дети занимаются 2 раза в неделю, одно занятие стоит 24 BYN.
Особенности обучения
За 6 лет работы мы протестировали много фишек, которые помогают нам. Вот некоторые из них:
Небольшие группы до 8 человек. В чем плюс такого формата? Каждый ученик «на виду», и после занятия учитель дает обратную связь родителям в мессенджере. Это касается и уровня знаний, и активности ребенка на уроке.
Интерактивные домашние задания. Обязательно подчеркиваем, что их выполнение добровольно, а по итогам выполнения можно получить стикерпаки в обучающем приложении.
Найти, за что похвалить. Ничто так не мотивирует ребенка, как похвала. Задача наших педагогов – создание «ситуации успеха», то есть нужно найти, за что именно похвалить даже самого непослушного ребенка, отметить его прогресс. Важно, что хвалить нужно не для галочки, а искренне.
На курсе по эмоциональному интеллекту дети ведут дневник эмоций, дневник достижений и дневник страхов – это позволяет им более осознанно понимать, что именно они чувствуют, и управлять этим состоянием.
Геймификация. Моя мечта – чтобы в начальной школе дети хотели читать каждый день. Но как можно их мотивировать? Для этого лучше всего подходит геймификация. Например, приложение, которое помогало бы видеть, что именно дети прочитали, и родителям, и учителю начальных классов.
Мы готовим свое мобильное приложение, которое в том числе будет выполнять эту функцию. Пока эффективность разных заданий тестируем на бесплатном приложении-конструкторе. Выполняя задания, дети зарабатывают внутреннюю валюту – «умники». За нее они могут выбрать себе героя и за «умники» его одевать, обувать, кормить. Если дети не будут делать домашнюю работу, их питомец может даже умереть. Это мотивирует детей заниматься и читать.
Как привлекать аудиторию
Мы пробовали использовать таргет, но стоимость лида получалась дорогая – от $4 до $8. Итоговая стоимость клиента выходила $54-$63 доллара в зависимости от интереса клиента, желания решить проблему и слаженной работы команды (менеджер по заботе о клиентах, педагог-администратор, аккаунт-менеджер). Я нанимала разных таргетологов, платила им от $500, но результаты не совпадали с ожиданием. Получалось так, что я сама составляла тексты, а картинки делали мои дизайнеры. В среднем в месяц тратим на таргетинг от $1000 до $1500.
Еще мы запускаем контекст в Яндекс и Google, на него уходит около $300. Важна не только оптимизация контекста, но работа с сайтом – удобство, легкость загрузки, понятность для клиента. Креативные UX/UI-дизайнеры постоянно улучшают интерфейс сайта, добавляя фишки, чтобы идти в ногу со временем, ведь дети хотят еще более свежих и современных взглядов, чем взрослые.
Тексты усиливаем, прибегая и к помощи искусственного интеллекта (но круче, чем арт-директор, никто не напишет). Также используем SMM – делаем Reels в нашем Instagram (некоторые набирают более тысячи просмотров), ведем TikTok.
Поняла для себя, что если собственник не разбирается в продвижении, то его может легко обмануть недобросовестный подрядчик.
Нельзя просто заплатить деньги, отдать продвижение на аутсорс и решить: «Все пойдет хорошо!» Когда вы понимаете, что именно происходит, вам проще контролировать подрядчиков.
Выездные IQ-туры – 25 смен и 3000 детей
За 6 лет у нас было 25 смен, их посетили около 3000 детей. Мы организуем такие туры не только летом, но и на все школьные каникулы. Каждая смена длится 6 дней и стоит около $220. Мы пробовали делать смены по 10 дней, но из-за роста цены для некоторых родителей это было достаточно затратно. Средний возраст детей, которые приезжают в такие IQ-туры, – 8–10 лет.
Откуда о нас узнают? Только 15% – ученики нашего основного курса, остальные приходят по таргету, контексту или из соцсетей. Кто-то приезжает повторно. И, конечно, нас рекомендуют знакомым по сарафанному радио. Именно им продавать проще всего – люди просто спрашивают, куда оплатить.
Расскажу про основные затраты на организацию выездных детских IQ-туров. Около 35% – аренда места, например, санатория. Еще процентов 20 – оплата питания детей и 15% – зарплата вожатых. Около 5% тратим на рекламу и маркетинг – нужно делать продающие лендинги, красивые презентации, e-mail-рассылку.
Отдельная статья расходов – подрядчики, это еще около 25%. В последнюю смену под Минском у нас был задействован 21 подрядчик – привозили квадроциклы, катали детей на яхтах и на конях, учили азбуке Морзе, оказывали услугу трансфера.
Курс для педагогов
Год назад мы увидели еще одну нишу – обучение педагогов. Поняли, что мы постоянно обучаем своих педагогов – почему бы не делать то же самое с другими людьми? В этом есть и своеобразная воронка – те преподаватели, которые хотели бы работать у нас, покупают обучение, проходят тестирование и могут стать нашими педагогами.
Курс длится 2,5 месяца, с домашними заданиям, стоит 1200 BYN. Его уже прошли около 10 человек, один даже из Польши. Покупают не только педагоги, но и мамы, которые хотят понять, как лучше развивать своих детей.
В рамках курса люди получают и методические материалы, и теоретические знания, и практику – мы осваиваем то, что прошли, в онлайне с детьми во время занятий. По итогу мы даем рекомендации, что нужно усилить, и затем люди могут преподавать по нашим методикам.
Сложности бизнеса
1. Квалифицированные педагоги. Так как многие обучающие компании ушли в онлайн, то сейчас мы конкурируем за хороших педагогов не только с местными компаниями, но и с международными. Понятно, что они «вымывают» с рынка сильных педагогов, предлагая им высокую заработную плату.
Что можем делать в такой ситуации? Вырабатывать лояльность не к определенному педагогу, а самой обучающей школе, вводить предметы, которые ведут разные учителя. У нас сформировался достаточно сильный бренд с хорошей методикой, именно на него приходит большинство клиентов.
2. Мое полное вовлечение в проект. Я Product Owner, и уже 6 лет «Мегалайф» полностью держится на моей энергии. Иногда мне кажется, что с такой интенсивной работой у меня может случиться эмоциональное выгорание.
Последние полтора года стало чуть легче – у меня появилась личная помощница, которая помогает мне делать рутинные задачи. Также мы вместе общаемся с клиентами, подрядчиками и разными отделами, даже мыслим стратегически вместе. Одна голова – хорошо, а две, глубоко погруженные в проект, дают эффективность х10.
На мне остались общение по партнерству, разработка новых программ, разговоры со сложными клиентами. Также я главный методолог, мы общаемся с коллегами по программам и постоянно их улучшаем. Еще на мне общение с программистом, который занимается нашим сайтом, и взаимодействие с администрацией города.
3. У меня есть свои лайфхаки от выгорания. Это ежедневные прогулки после 7 вечера, ежедневный бассейн, баня и джакузи (около 2 часов в день). На работе сложно получить дофамин – он вырабатывается только от завершенных дел, а обучение – длительный процесс. Как раз ежедневные ритуалы позволяют его получать. До этого я год занималась боксом с персональным тренером, но пока перестала.
Как семья помогает проекту
У меня трое дочерей, и все они в какой-то мере вовлечены в мой проект.
Старшей дочери Амелии 16 лет, и она уже проявляет хорошие организаторские навыки в работе выездных IQ-туров. Средней, Оливии, 11 лет, и она как-то «продала» смену своей однокласснице. Младшей, Есении, 8 лет, и она помогает мне покупать подарки, которые мы выдаем ученикам за заработанные «умники». Конечно, летом они как минимум по одному разу ездят в выездные IQ-туры.
Супруг оказывает мне эмоциональную поддержку и помогает с некоторыми организационными вопросами. И, что важно, помогает с нашими детьми, пока я работаю – может собрать их в школу, отвести на кружки. А еще практикуем доставку продуктов домой, что экономит много времени.
Планы на будущее
Собираемся скоро запустить свое приложение, за счет этого улучшить учебные показатели детей. Уже создали квест-игру в онлайн формате и настольную игру в офлайн формате. Они дают возможность выбрать за час максимально важный курс для детей – факультет чтения, логики или эмоционального интеллекта. Без этого первоочерёдность выбора курса не всегда очевидна ни ребёнку, ни родителям.
Ищем финансирование на издательство и выпуск методических пособий и тренажёрных комплексов. В качестве инвесторов рассматриваем банки и IT-компании, заинтересованные в развитии детей сотрудников. По нашим подсчетам, для этого нужно около $15 тыс. Из них $5 тысяч пойдут на доработку дизайна (интегрируем в рабочие тетради учеников наклейки, внутреннюю валюту, QR-коды и видеоролики). Еще $5 тысяч нужны на услуги типографии, $1,5 тысяч на налоги, $3,5 тысячи – на апробацию и методическое наполнение с геймификацией.
Хотим и дальше расширять географию наших услуг и выйти в другие страны, где есть русскоговорящие люди. Смотрим в сторону России, Литвы, Польши, Германии.