США ввели санкции в отношении российской нефти и газа. Евросоюз пока к ним не присоединился. На этом фоне растут мировые котировки на нефть и цены на нефтепродукты. Myfin.by попросил эксперта в области энергетики Татьяну Маненок рассказать, как эта ситуация отразится на ценах на топливо в Беларуси.
Нашим НПЗ будет сложнее
По словам эксперта, зависимость нашего нефтяного рынка от мировой ситуации довольно серьезная, потому что многие технологии в нефтепереработке импортные. А это важно для модернизации белорусских НПЗ. «Около 70% выработанной продукции – это экспорт. Сегодня эти возможности в большей степени закрываются, учитывая санкции. Работа на внутренний рынок – это хорошо. Но для этого достаточно мощностей одного предприятия из двух», – отметила Татьяна Маненок.
– Было заявлено, что объем, который экспортировался в Украину, самый ликвидный и маржинальный, будет перенаправлен на российский рынок. Но мы видим, что сегодня Россия не испытывает дефицита топлива. Напротив, она экспортирует, и с каждым годом объем экспорта увеличивается. Поэтому без создания преференциальных условий для белорусских заводов сложно будет переориентировать этот поток. А это около 3 млн тонн нефтепродуктов в год, которые шли на украинский рынок. Нельзя исключить, что заводам нужно будет оптимизировать объемы переработки. Все это создает дополнительные сложности, – обрисовывает общую ситуацию эксперт.
На фоне отказа США от российских нефтепродуктов ситуация еще больше усложняется. Но при этом нужно понимать, что странам Европы не так просто отказаться от российской нефти.
А что будет с ценами?
Цены на моторное топливо на внутреннем рынке зависят и от мировой ситуации, хотя они регулируются административно концерном «Белнефтехим», но некоторая привязка к рыночным условиям есть.
– Мы видим, как мировая цена на нефть подскочила, а для белорусских НПЗ это усугубляется тем, что в России продолжается политика завершения налогового маневра, что означает: цена нефти для Беларуси будет повышаться, и с 2024 года она приблизится к мировой. Белорусские власти настойчиво заявляют о необходимости компенсации потерь от налогового маневра. И на это завязаны некоторые союзные дорожные карты в плане унификации налоговой политики, налоговых условий. Белорусская сторона торопится с этим. Заявлено, что к концу текущего года это может уже произойти. Понятно, что белорусской стороне очень важно получить некую компенсацию для того, чтобы сохранить свою нефтепереработку в сложившихся условиях санкций, – объясняет Татьяна Маненок.
Эксперт напомнила, что концерн «Белнефтехим» заявлял, что цена на нефть для белорусских НПЗ приближается к мировой цене, хотя пять лет назад было 60% от мировой цены, сейчас более 90%.
– Вместе с тем мы видим, что, несмотря на серьезный рост мировых цен, экспорт нефтепродуктов позволял белорусскому регулятору сглаживать цены на внутреннем рынке. Концерн продолжает эту политику. Правда, с учетом ухудшения ситуации в целом и ухудшения финансовой ситуации на белорусских заводах мы видим рост цен уже не на 1 копейку в неделю, а на 2 копейки. Но тем не менее белорусский регулятор пытается максимально сдерживать цены. Они адекватно росту цен на мировых рынках не растут, – заметила она.
По мнению эксперта, белорусские власти сдерживают рост цен на топливо, чтобы не допустить высокой инфляции.
– Рост цен на топливо потянет за собой рост цен на большинство товаров. Этого стараются избегать. Но, поскольку нет официальной информации об объемах переработки нефти на двух заводах, сложно говорить, какие будут дальнейшие шаги, очень сложно говорить об экспорте нефтепродуктов, о механизмах, которые будут предприниматься для того, чтобы сохранить зарубежные рынки. Единственное, что можно сказать: правительство и дальше будет сдерживать внутренние цены на топливо. Но совсем избежать повышения цен не удастся. И эти попытки будут предприниматься и дальше. И попытки договориться с Россией, чтобы она оказала поддержку для белорусской нефтепереработки, открыла поставки на российский рынок. Конкуренцию сложно будет выдержать при создании каких-то преференциальных условий, дополнительных бонусов, чтобы белорусские нефтяники могли конкурировать с российскими на топливном рынке России.
В чем заключается ценовая стратегия «Белнефтехима»
На прошлой неделе после довольно длительного затишья стали повышаться цены на топливо. До этого они не росли почти три месяца, в последние годы цены поднимались не более, чем на 1 копейку за один раз. Повышение цен в концерне обосновали так: «В рамках реализации функции регулирования цен на нефтепродукты концерн «Белнефтехим» строго придерживается политики сдержанного изменения цен на моторное топливо с учетом комплексной оценки экономического состояния НПЗ, динамики изменения котировок нефти и конъюнктуры рынка нефтепродуктов в сопредельных государствах.
В текущем году белорусские НПЗ приобретают нефть по цене, максимально приближающейся к мировой (более 90% от мирового уровня). За последние три месяца мировые котировки на нефть выросли более чем на 30% (с 74,1 доллара США за 1 баррель в декабре 2021 года до 97 долларов США в феврале 2022 г.).
В 2021 году при росте цен на нефть на 54,5% розничные цены на моторное топливо в республике в среднем были увеличены на 16,3%. Удорожание нефти приводит к росту затрат переработчиков нефти и дефициту финансовых средств.
В целях обеспечения финансовой устойчивости белорусских производителей нефтепродуктов и удовлетворения в полном объеме потребностей республики концерн считает продолжение выработанной ценовой стратегии необходимой мерой, реализуемой только с учетом внутренних мероприятий по оптимизации затрат НПЗ. С учетом высоких темпов роста цен на нефть и роста волатильности на валютном рынке принято решение о проведении индексации цен с шагом до 2 копеек за 1 литр».
По информации концерна, с 9 марта цена автобензина АИ-92-К5-Евро составляет 2,04 руб., АИ-95-К5-Евро – 2,14 руб., АИ-98-К5-Евро – 2,36 руб., ДТ – 2,14 руб.