Финансовые результаты работы организаций в 2022 году довольно радужные, и это несмотря на спад экономики – ВВП по итогам 2022 года снизился на 4,7%. Попросили прокомментировать данные финансовой статистики экономиста, кандидата экономических наук Вячеслава Ярошевича и финансового аналитика Вадима Иосуба.
Финансовые результаты предприятий в 2022 году
По данным Национального статистического комитета, количество убыточных организаций в 2022 году по сравнению с 2021 годом снизилось с 807 до 721 (на 10,7%), их удельный вес – с 12,4 до 11,1%.
- Чистая прибыль организаций на 1 января составила 15 млрд 844,6 млн рублей, что на 0,4% больше аналогичного показателя 2021 года.
- Прибыль до налогообложения составила 19 млрд 289,1 млн (выросла на 1,2%).
- Убыток от инвестиционной и финансовой деятельности – 6 млрд 604,4 млн рублей против убытка в 3 млрд 316,2 млн рублей за 2021 год.
- Прибыль от реализации выросла на 16,2%, до 29 млрд 666,8 млн рублей.
- Рентабельность продаж и реализованной продукции составила 10,8 и 8,6% соответственно (в 2021 году – 10,1 и 8,1%).
- Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций страны в текущих ценах составила 343 млрд 528,3 млн рублей, или на 9,3% больше, чем в 2021 году.
- Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг выросла на 8,9%, до 274 млрд 919,6 млн рублей.
Что «спасло» предприятия
– 2022 год для макроэкономики был специфическим. Государство оказало серьезную поддержку реальному сектору, в дополнение к антиковидным мерам. Особенно это касается курсовых разниц. Возможно, это как раз исправило ситуацию с финансами.
Убыток от инвестиционной деятельности связан с работой в условиях санкций, уходом с рынка многих западных брендов, выводом капитала. Инвесторы сворачивали свои проекты и старались репатриировать прибыль. Неслучайно летом прошлого года правительством было принято решение о запрете иностранным собственникам из «недружественных государств» продавать свои доли в 190 белорусских компаниях.
Доля убыточных организаций незначительно, но снизилась. Основную массу убыточных составляют сельхозорганизации, бывшие колхозы. Многие годы в агросекторе идет реформирование: хозяйства реорганизуются, их объединяют с другими, более успешными. Но тем не менее убыточных еще достаточно.
В целом об эффективности можно судить и по сохранению высокой роли государства в менеджменте всего реального сектора, т. н. «ручном управлении». Несмотря на сложную геополитическую и макроэкономическую ситуацию, еще хорошо, что показатели убыточности не удвоились или утроились.
Мы еще и года не живем в условиях новой экономической нормальности, и, что будет с финансами дальше, сказать сложно.
Кому и сколько остались должны
- По данным Белстата, просроченная кредиторская задолженность организаций за 2022 год выросла на 12,1%, до 8 млрд 457,7 млн рублей.
- Внешняя просроченная кредиторская задолженность за прошлый год увеличилась на 51,1%, до 1 млрд 685,7 млн рублей.
- Просроченная дебиторская задолженность (без учета банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, Банка развития, страховых организаций, микроорганизаций и малых вневедомственных организаций) за январь – декабрь 2022 года увеличилась на 10,5%, до 8 млрд 290,7 млн рублей.
- Внешняя просроченная дебиторская задолженность за 12 месяцев прошлого года увеличилась на 42,9%, до 1 млрд 125,5 млн рублей.
- В целом внешняя дебиторская задолженность за год выросла на 22,4%, до 15 млрд 674,5 млн рублей. Просроченная задолженность по кредитам и займам организаций на 1 января 2023 года составила 3 млрд 45,2 млн рублей. С начала прошлого года она увеличилась на 35,8%.
Вячеслав Ярошевич объяснил рост просрочки переориентацией рынков сбыта. Учитывая шок начала прошлого года, полную перестройку и логистики, и финансовых потоков, неудивительно, что растет задолженность.
– Разрыв шаблонов в прошлом году привел к сложностям с расчетами, к убыткам у некоторых организаций. Кроме этого, у нас давно хромает финансовая дисциплина, особенно у малых и средних предприятий. Просроченная внешняя дебиторка говорит о проблемах с финансовой дисциплиной и у наших соседей.
«ВВП падает, прибыль растет» – ничего необычного
Финансовый аналитик Вадим Иосуб не видит ничего необычного в том, что ВВП падает, а прибыль растет.
– Это выглядит парадоксом лишь на первый взгляд. На самом деле ничего удивительного здесь нет. ВВП – сумма добавленной стоимости по всем товарам и услугам в стране. Прибыль – разница между суммарными доходами и затратами.
Если взять сеть магазинов или ресторанов, где много объектов: одни прибыльные, другие – не очень. Если начать закрывать убыточные магазины, то прибыльность всей сети, безусловно, вырастет, но при этом объем бизнеса будет сжиматься. Так и в целом по экономике.
В прошлом году одним из драйверов роста прибыли было сельское хозяйство. Был получен хороший урожай, и выросли поставки сельхозпродукции и продовольствия в Россию и Китай.
Также на рост прибыли повлияло серьезное снижение инвестиций. Ведь инвестиции осуществляются из прибыли. Инвестиции в основной капитал в прошлом году снизились на 19,1%. А такая часть инвестиций, как затраты на машины, оборудование и транспортные средства, – на 29,5%.
Это снижение инвестиций привело к тому, что больше прибыли остается у предприятий, но на самом деле это приводит к снижению долгосрочного потенциала и экономики в целом. То есть рост прибыльности обеспечен, в том числе снижением инвестиции, и это не является поводом для большой радости.