О проблемах зоны евро не говорил и не знает только ленивый. Уже сделано множество прогнозов от самых известных экономистов от неизбежного краха европейской валюты и последующего распада Европы, до более оптимистичных сценариев, что надо только подождать и все исправится. Пока положение не внушает доверия. Но, тем не менее, наша соседка по ту сторону границы – Латвия решила со следующего года перейти на евро. Почему они идут на это? И что дает введение евровалюты? И почему другие соседи против?
На днях Херман ван Ромпей, являющийся председателем Евросовета, будучи в Эстонии, похвалил эстонцев за то, что в 2011 году они перешли на евро. Причем обозначил это весьма оригинально, заявив о сексуальности валюты. Наверное, намекая на ее привлекательность. Учитывая, что Латвия тоже стремится к такому же сценарию, намек был явно в их сторону. Такая ненавязчивая реклама кризисного товара. От Латвии ожидаемого реверанса долго ждать не пришлось. В тот же день Председатель Центробанка страны во время выступления в Европарламенте рассыпался в комплиментах Еврозоне, сравнив с кораблем, восемнадцатым членом экипажа которой, Латвии очень хотелось бы стать. И министр финансов Вилкс и главный банкир считают, что Латвия созрела для этого уже с начала следующего года. Финансовое положение страны представляется им вполне приемлемым для этого шага. И так думают не только они.
Со стороны Еврокомиссии в адрес Риги тоже идут ободряющие реляции. Экономическое положение еврокомиссары считают просто отличным. ВВП вырос более, чем на 5 процентов, бюджетный дефицит – 1,5%. Размер внешнего долга в 42% к ВВП вполне позволяет им вступит в еврозону. По европейским правилам критическая черта – 60%. Почему бы и не вступить?
Хотя был 2009 год, когда экономика упала так, что, если бы не кредит МВФ в 7,5 миллиардов евро неизвестно, что было бы. Но, так как из этого займа потрачено всего 4,5, то латвийские финансисты считают, что все очень даже перспективно. А глава Центробанка считает, что если бы Латвия в тот кризисный момент была в еврозоне, то такого падения и вовсе не было бы. И обещает, что к лету половина граждан страны будут поддерживать вступление Латвии в еврозону. Пока об этом мечтает только треть. Таким образом, главные финансисты страны явно ищут поддержки в евроструктурах своей инициативы введения евровалюты. И это несмотря на то положение, в котором находится еврозона. Прибалтийские страны явно хотят заработать политические очки.
Но тут есть ещё один фактор, на который, в том числе и Латвия обращает пристальное внимание. Это Польша, которую считают неформальным лидером региона. Поляки, как раз таки не хотят вводить у себя евро, о чем в феврале этого года ещё раз высказался премьер Д.Туск. И это поддерживает не только председатель Центробанка М.Белка, но и большинство жителей страны. То есть ситуация почти прямо противоположная латвийской. Ранее, ещё до кризиса, потрясшего Европу, Польша была готова стать членом валютного союза с 2012 года. Но, видя, что происходит, пересмотрела свои позиции. Теперь же этот срок является весьма неопределенным. Хотя экономические позиции позволяют вполне это сделать.
Но, по мнению некоторых польских экономистов, переход от злотого к евро серьезно ухудшит позиции польских экспортеров и увеличит цены и в итоге сократятся доходы граждан.
Однако есть в Польше и сторонники европейской валюты. В поддержку своего мнения они говорят, что две трети всего экспорта страны идет в Евросоюз. А введение евро приведет к повышению конкурентоспособности. Но в данное время с этими доводами вряд ли согласится общественное большинство. А пример Греции, Испании, Португалии, Италии и …кто там ещё впереди, тому очень хорошее подтверждение.
То есть, в желании ввести евро на сегодняшний день можно усмотреть больше фактор политический, чем экономический. Рассчитывать на экономические дивиденды в той ситуации, в которой находится европейская валюта, было бы по меньшей мере опрометчиво.