Истории с отмыванием денег поступивших из Ирана – очень запутанная история, поскольку доказать, что именно страна-изгой замешана в транзакциях крайне сложно. Даже факт проведения сделки зафиксировать тоже непросто, однако европейские банки научились обходить опасные места с помощью U-turn.
Само название U-turn переводится с английского, как разворот, схема получила его благодаря своему принципу: одна из иранских компаний нуждается в долларах, тогда она продает нефть третьей стране и получает прибыль в её валюте. Последняя, в свою очередь, проходит через один из европейских банков, который уже выполняет ряд операций в США, после чего «чистые» доллары переводятся обратно. Из-за того, что здесь действует только сам банк поймать его «за руку» очень сложно.
Способ все же есть – это официальный запрос о клиенте банка через SWIFT. В том случае, если у посредника не достаточно данных о владельце средств, его активы должны быть арестованы, но у европейских компаний здесь не возникло трудностей. В США подозревают банки в том, что они подделали данные для того, чтобы скрыть своего клиента. Это позволило проводить нарушение санкций в глобальных масштабах - $250 млрд. были «отмыты» британским банком и хотя его руководство и говорило про почти 99.9% легальность транзакции, они выплатили 340 млн. USDв виде штрафа.
В данный момент, проводится сразу несколько расследований – на кону стоит не только возможная сумма штрафа, но и репутация европейских банков: под прицелом регуляторов HSBC и RBS из Великобритании, итальянский Unicredit и немецкий Deutsche Bank.