
Опыт, полученный в трансграничных сделках с цифровыми финансовыми активами с Беларусью, Россия расширила на другие страны. Об этом сообщил глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков в комментарии «Известиям».
Он напомнил, что речь об инструменте — аналоге ценных бумаг на актив (драгметаллы, недвижимость, биржевые товары), с определенным сроком погашения, которые выпущены на блокчейне.
С учетом этого, Госдума сейчас занята коррекцией законодательства, чтобы упростить бизнесу сделки с ЦФА. Актуально, например, урегулировать налоговые и таможенные аспекты при таких расчетах.
Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова уточняет, что от традиционных инструментов ЦФА отличает то, что выпускаются эти активы (цифровые токены) на основе технологии распределенных реестров — блокчейне.
Основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский рассказывает, что спрос на ЦФА сейчас предъявлен системообразующими предприятиями, заинтересованными в крупных поставка партнерам. При расчетах с ЦФА можно провести оплату без участия банков, которые отказываются работать с Россией.
CEO европейского брокера Mind Money (бывший «Церих») Юлия Хандошко высоко оценивает подготовленность Беларуси к расчетам с цифровыми финансовыми активами:
— Беларусь доработала свою нормативную базу, благодаря чему там ЦФА хорошо функционируют: есть биржи, брокеры и прочая инфраструктура…
Алексей Тараповский из Anderida Financial Group обращает внимание на то, что поскольку товарооборот между Россией и Беларусью постоянно растет, то чем больше инструментов для проведения платежей доступно, тем выше вероятность их бесперебойности.
В целом, по оценке экспертов, главная проблема, которую сейчас надо решить, в том, что действующее законодательство признает легальными только ЦФА, которые созданы и учитываются внутри российской финансовой инфраструктуры. Это значит, что в России нужно легализовывать все цифровые токены, эмитированные в других странах.
Другая проблема — современный режим налогообложения предполагает регулирование ЦФА как самостоятельного инвестиционного инструмента (выпуск и покупку активов). И при использовании таких токенов в качестве средства платежа действующие правила оказываются достаточно узкими. Поэтому для ЦФА имеет смысл установить те же требования, что и для цифровых валют для международных сделок, предлагают юристы.
Остро стоит и вопрос оценки и подтверждения таможенной стоимости товаров, поставляемых по сделке с использованием ЦФА, говорит юрист налоговой практики CLS Анна Сотникова.
Поэтому закон «О цифровых финансовых активах» предстоит оперативно дополнить. А от Центробанка России бизнес ждет рекомендаций по регулированию учета зарубежных ЦФА на балансе компаний и понимания требования регулятора к их обороту.