Не всегда квартиры соответствуют потребностям или эстетическим вкусам хозяев, поэтому внутри меняют расположение стен, расширяют комнаты, устраивают звуко- и теплоизоляцию. Но все эти работы – перепланировка, которая требует согласований. Вместе с Domovita.by разбираемся, что делать, чтобы согласовать перепланировку в квартире.
1. Понять объем работ
У вас есть идея, как сделать ремонт в квартире, и, возможно, для этого понадобится перепланировка. Но сначала нужно понять, является ли то, что вы придумали, перепланировкой в принципе.
Вот что считается перепланировкой или переустройством по постановлению Совмина:
- изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих или устройства новых перегородок;
- устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках;
- замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
- устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции; изменения в несущих конструкциях.
Все другие работы не считаются переустройством или перепланировкой. А какие перепланировки запрещены, мы недавно писали в этом тексте. Почитайте, если собираетесь изменить что-то в помещении или купить квартиру, потому что, кроме вас, перепланировку никто не проконтролирует.
Далее нужно разобраться – нужна ли проектная документация для воплощения вашей идеи. Она нужна в случаях:
- изменения в несущих конструкциях;
- замены или переноса систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
- устройства гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции.
Если ваш проект по перепланировке затрагивает только изменения площади и ненесущие перегородки, то составление проектной документации не понадобится.
2. Какие документы нужно предоставить для согласования
Если вы физическое лицо, то, чтобы получить разрешение, нужно предоставить в службу «одно окно» местного исполкома:
- заявление;
- паспорт;
- письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, участников долевой собственности;
- технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение;
- план-схему или описание работ по перепланировке помещения в произвольной форме;
- письменное согласие залогодержателя (например, если ипотека еще не выплачена).
Образцы план-схемы и заявления, которые опубликовал сайт Октябрьского района Минска, выглядят так.
В некоторых случаях бывают нужны разрешения от «Мингаза», «Госстройэкспертизы», «Госэнергонадзора» и «Энергосбыта».

После подачи документов к инициатору должны будут прийти с осмотром представители местного исполкома и ЖКХ или другой обслуживающей организации. Это делается для того, чтобы они могли убедиться, что в квартире нет незаконной перепланировки. В конце составляют акт технического осмотра, в котором фиксируется соответствие существующей планировки техпаспорту. Выглядит он так.
Далее, не позднее чем через месяц, на основании поданных документов и акта технического осмотра исполком примет решение разрешить перепланировку или нет.
3. Если нужна проектная документация
В решении исполкома может быть сказано, что нужно разработать проект, заключить договоры подряда на работы и технического надзора с аттестованной организацией. Так что необходимо будет обратиться в проектную организацию, которая может составить необходимую документацию. Часто такие организации предоставляют пакеты услуг по всем согласованиям и поиску подрядчиков, так что можно переложить дальнейшие согласования на их плечи.
Если вы решили находить подрядчиков и заниматься согласованиями самостоятельно, то после того как проект будет готов, его нужно согласовать с управлением архитектуры и пройти государственную экспертизу, если это необходимо.
Но работами, для которых нужна проектная документация, нельзя заниматься самому, так что в итоге все равно нужно будет нанять аттестованную организацию и технадзор, который составит необходимые акты.

4. Как завершить перепланировку
Вы согласовали работы, принялись за строительство и уже закончили. Но фактическое окончание строительства – это еще не конец, потому что нужно подтвердить это документально для исполкома.
Чтобы закончить строительство, необходимо обратиться за ведомостью технических характеристик в БТИ. Для подачи заявления нужны личный паспорт, паспорт на квартиру, разрешение исполкома и проектная документация.
Затем необходимо пригласить приемочную комиссию из администрации. Они проверят работу и составят акт приемки. Им понадобится ведомость, а если перепланировку делали по проекту, то разработанный и согласованный проект, акты на скрытые работы, договор строительного подряда, технического надзора.
После этого акт приемки работ заполняется в 3 экземплярах. Вам нужно будет подать его в службу «одно окно» исполкома. Если перепланировка велась по проекту, то подать нужно будет и все документы, которые нужны были для комиссии.
В дальнейшем в «одном окне» вы получите выписку из решения администрации. А уже с ней можно получить новый техпаспорт в БТИ.
5. Сколько это стоит
Стоимость проекта и ремонтных работ будут разными в зависимости от объема работ и организации. Многие организации предлагают пакеты под ключ: от проекта до акта приема в эксплуатацию и получения нового техпаспорта. Это может стоить до 2000 рублей без самих работ.
Но собрать и подать документы можно самостоятельно. Тем самым вы сэкономите, потому что сам проект будет стоить 200-300 рублей. Технадзор также будет стоить от 200 рублей. Для всех остальных согласований вам не обязательно иметь посредников. Согласно Указу №200 заявления и решения по согласованию перепланировок проводят в исполкомах бесплатно.
Еще одной тратой будет ведомость технических характеристик и техпаспорт из БТИ. Каждый документ будет стоить от 42 рублей в зависимости от площади помещения.