В автолизинге в этом году стремительно растет доля китайских брендов. Какие факторы оказывают влияние на эту динамику и какова корпоративная статистика, рассказали менеджеры лизинговых компаний на «Ярмарке финансирования 2024».
Например, у компании «Евротайм» в этом году в новом бизнесе доля китайских брендов уже достигла 42 %, еще 25 % ‒ это немецкие автомобили, рассказал директор Максим Радьков.
В итоге в общем портфеле доля китайских машин вышла на уровень 35 % против 30 % немецких. В этом году китайские бренды впервые заняли в портфеле лидирующую позицию.
У «Райффайзен Лизинг» по итогам 9 месяцев в новом бизнесе доля китайских автомобилей выросла до 62 %. Второе место удерживают европейские автомобили.
‒ В целом же в лизинговом портфеле у нас лидируют европейские автомобили. Это связано с разными сроками жизни договоров с клиентами, ‒ объясняет заместитель директора Игорь Шаповалов.
Компания «А-Лизинг», сумевшая в мае привлечь $4 млн от розничных инвесторов на покупку электромобилей, так раскрывает матрицу брендов: 32 % ‒ это модели BYD, еще 14 % ‒ это Volvo и 7% ‒ Zeekr. Все остальное не китайские машины, в том числе дорогой люкс немецкого автопрома, ниссаны, тойоты. Но превалируют китайские бренды.
‒ Если говорить про сектор каршеринга и такси, то это важный двигатель в целом для бизнеса компании, у нас среди клиентов существенное количество из этих отраслей. Однако есть ощущение, что отрасль находится под угрозой, по крайней мере в ближайший месяц-полтора, и для нас это ‒ период ожидания, мы работаем только с действующей клиентской базой, которая уже показала себя в долговременных отношениях с нами, ‒ комментирует глава «А-Лизинг» Рустем Исмагилов.
В портфеле «Финпрофит» велика доля легкового автотранспорта с пробегом, рассказывает заместитель директора Эдуард Кузнецов.
‒ Столкнулись с проблемой ремонта китайских машин. Есть сложности с поставками необходимых запчастей и сложности со страховыми компаниями. Бывает, что автомобили покупают не для личных целей, а для коммерческих, и об этом никого не уведомляют. В таких ситуациях страховщики отказываются выплачивать страховое возмещение. Машина остается в лизинге, но не работает, не приносит доход, а лизинговые платежи все равно начисляются.
Разворот из грузового сегмента
Фокус лизинговых компаний в сторону легкового автотранспорта сместился не случайно. Транспортные компании, как оказалось, снизили спрос на обновление автопарка.
Игорь Шаповалов из «Райффайзен Лизинг» вспоминает, что на протяжении последних лет сегмент грузовой техники активно развивался, был интересным, капиталоемким. Однако с 2022 года из-за санкций, постепенного ужесточения передвижения товаров через западную границу логистические потоки перераспределились в пользу железной дороги. Например, в этом году перевозки по железной дороге выросли на 40 %. Также сильно повлиял на ситуацию 14-й пакет санкций, который распространил ограничения на производственные компоненты, которые использовали предприятия в своих технологических процессах.
‒ Сегодня у транспортных компаний основным направлением стал маршрут Беларусь ‒ Китай ‒ Беларусь, но здесь есть определенная проблема с разрешениями. И мы видим существенное падение спроса транспортных предприятий на обновление техники. Без изменения фундаментальной модели бизнеса наших клиентов спрос вряд ли вырастет. Здесь мы видим отложенный спрос, который реализуется в будущем, ‒ говорит Игорь Шаповалов.