Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

«Бизнес готов платить». Посмотрели, как дела на рынке коммерческой недвижимости

«Бизнес готов платить». Посмотрели, как дела на рынке коммерческой недвижимости
Изображение носит иллюстративный характер. Все фото: unsplash.com
Изображение носит иллюстративный характер. Все фото: unsplash.com

Рынок коммерческой недвижимости в Беларуси меняется под влиянием как локальных, так и глобальных факторов. Но, кажется, несмотря на постоянные заявления о турбулентности и «сложных временах», бизнес готов платить за необходимые квадратные метры – склады, офисы, торговые помещения. Узнали у руководителя отдела продаж бизнес-недвижимости агентства «Авангард Недвижимость» Анны Вавиловой, что влияет на динамику спроса и предложения и какие прогнозы дают эксперты на 2025 год.

«Бизнесу нужны павильоны у метро»

– Первый месяц нового года миновал. Если сравнить показатели с январем 2024 года, есть ли различия в динамике?

– Начало года в сегменте аренды коммерческой недвижимости по интенсивности спроса и сделок было абсолютно таким же, как в 2024-м. Если судить по выручке в нашем агентстве, то январь этого года не отличается от прошлого.

В целом могу сказать, что в январе бизнес не предпринимал активных действий в части инвестиций в коммерческую недвижимость. Скорее, было изучение спроса на будущую перспективу.

– Что можно сказать о тенденциях рынка коммерческой недвижимости в минувшем году? И можно ли судить о том, какие тенденции могут развиваться далее?

– В 2024-м спрос превышал предложение в двух сегментах рынка:

  • производственно-складская недвижимость;
  • помещения небольшого метража в проходных локациях или возле метро.

Помещения под сферу услуг или торговлю готовы были забирать по абсолютно любым ценам. Это связано с тем, что такие площади редко освобождают, соответственно, предложение сильно ограничено.

Что касается тенденций, думаю, в целом они сохранятся. Также мы ожидаем, что с февраля рынок начнет двигаться активнее, чем в самом начале года: изучив спрос и наметив планы, бизнес будет наращивать инвестиции в коммерческую недвижимость.

Сильные и слабые стороны рынка

– Какие, на ваш взгляд, самые уязвимые зоны рынка коммерческой недвижимости в Беларуси?

– К уязвимым зонам на нашем рынке я бы отнесла две составляющие:

  • Во-первых, большинство арендодателей по-прежнему не прислушиваются к белорусскому бизнесу и нюансам деятельности арендаторов.

У владельцев недвижимости есть свое видение и понимание ставок в помещениях, ниже которых они опускаться не хотят. Не вникают, сколько нюансов, вложений и времени нужно на входе в бизнес, чтобы его раскрутить в конкретной локации.

Если мы касаемся, допустим, сферы услуг, то это все упирается во временные рамки от 6 до 12 месяцев. Идти на уступки или снижать ставки большинство собственников не хотят.

  • Ко второй уязвимой зоне я бы отнесла нишу производственно-складской недвижимости. В 2023 и 2024 годах этот сегмент показывал рост спроса. Меж тем, предлагать малому и среднему бизнесу, который хочет масштабироваться в части собственного производства, практически нечего.

В Минске много площадей на базе заводов, которые неэффективно используются или вовсе простаивают. Если эти площади дооснастить производственными мощностями, то это могло бы дать толчок к развитию малого и среднего бизнеса в производстве. Конечно, это требует определенных финансовых вложений.

– Наверняка есть у белорусского рынка коммерческой недвижимости и свои преимущества?

– Безусловно. Если говорить о преимуществах, то к характерным особенностям нашего рынка бизнес-недвижимости я бы отнесла возможность новых операторов удивлять белорусского потребителя. В Минске есть пустующие площади, в том числе и в торговых центрах. Это привлекательная ниша для новых торговых марок, выходящих на рынок. У новых брендов ближнего и дальнего зарубежья есть возможность конкурировать на нашем рынке.

В то же время не могу сказать, что у нас привлекательные ставки для того, чтобы активно развиваться. Есть и нюансы в налоговом законодательстве. Однако, с учетом всего этого у белорусского потребителя есть спрос.

Торговая недвижимость всегда в тренде

– В каких сегментах рынка обычно идут самые активные продажи и с чем это связано?

– Доля рынка купли-продажи коммерческой недвижимости в Минске растет. Самые активные продажи обычно мы наблюдаем в сегменте торговой недвижимости.

Основные сделки проходят с помещениями до 100 кв. м со ставкой аренды от 12 евро/кв. м и окупаемостью от 8 до 10 лет. Связано это с минимальными рисками простоя таких объектов и всегда высоким спросом среди разных видов бизнеса.

По данным Белстата, розничный товарооборот в столице за январь – ноябрь 2024 г. вырос на 21% к уровню аналогичного периода 2023 года. Минувший год порадовал минчан открытием нескольких торговых и многофункциональных центров. Среди них – «Червенский» и Prizma. В 2025 году – долгожданное открытие ТРЦ Avia Mall. Интересно будет наблюдать, как будет развиваться рынок street retail в ЖК «Минск-Мир» после его открытия.

К слову, рынок сегмента street retail чувствует себя очень хорошо. Помещения «Острова чистоты и вкуса» и «Острова здоровья» по приемлемым ставкам забрали действующие сети. По-прежнему активно влияют на сокращение вакантности в этом сегменте пункты выдачи заказов Wildberries и OZON.

На белорусский рынок активно заходят российские торговые сети. Так, например, в 2024 году открылась сеть парфюмерии «Летуаль» и дочерний бренд косметики, парфюмерии и бытовой химии «Подружка». У сетевых ретейлеров сохраняется тренд расширения своего присутствия на рынке. Они делают ставки на охват или статусность локации при подборе нового места для размещения своего магазина.

Общепит или сфера услуг?

– Сфера общепита тоже заметно прирастает?

– Однозначно. В 2024 году она приросла почти на 1000 новых заведений. Помещения до 100 кв. м на первых этажах жилых или административных зданий активно занимают белорусские сети быстрого питания: шаурмичные, пекарни, пончиковые, кофейни. Ставки аренды в точках с высоким трафиком достигают 35-40 евро/кв. м с НДС.

Предпосылок к снижению спроса в сегменте общепита в 2025 году нет. Хотя эта сфера столкнулась с явным дефицитом профессиональных кадров на рынке труда.

– А сфера услуг? Каковы тенденции и прогнозы?

– После вступления в силу нормативного акта от 2023 года, обязывающего оказывать бьюти-услуги в коммерческих помещениях, жилой фонд высвободил высокую долю самозанятых. Под запрос попадали административные и торговые помещения площадью от 20 до 150 кв. м с наличием воды и канализации.

Повышенный спрос сформировал у застоявшихся объектов возможность перепрофилироваться под сферу услуг. Так, например, некоторые гостиницы переоборудовали привычные гостиничные номера в кабинеты под сферу услуг. Воспользовались моментом и бизнес-центры с кабинетной системой планировки. Есть основания считать, что в 2025 году спрос от данной категории арендаторов также будет находиться на высоком уровне.

Дефицит складов способствует росту цен

– Какова ситуация со складскими площадями? Можно ли утверждать, что в этом сегменте коммерческой недвижимости активизировался спрос?

– Активность, которая наблюдается в сегменте производственно-складской недвижимости, способствует постепенному росту цен. Если говорить о цифрах, то площади от 2000 кв. м класса В, расположенные на расстоянии до 10 км от МКАД, обойдутся в 6 евро/кв. м с включенным НДС. Небольшие холодные производственные склады площадью 200–500 кв. м в Минске можно арендовать в пределах 3-4 евро/кв. м с НДС.

К сожалению, 2024 год в этом сегменте не отметился ни объемами ввода новых объектов, ни масштабами проектов в активной стадии реализации. Но спрос на складские объекты есть, и это связано с желанием бизнеса сокращать расходы на крупные арендные площади. Причем в ход идут не только готовые объекты, но и земельные участки с капитальными строениями под снос. Это отличный вариант для застройки комплекса, максимально соответствующего параметрам конкретного бизнеса.

Коворкинг для бизнеса

– Еще один большой сегмент – офисная недвижимость. После того, как рынок офисов потерял своего главного и массового арендатора – IT-компании, что-то изменилось?

– В 2024 году было продано 642 изолированных административных помещения, 80% из которых приходится на офисы площадью до 100 кв. м. В целом, если говорить о происходящем в сегменте офисной недвижимости, то многие компании в течение прошлого года переезжали в более крупные офисы или объединяли подразделения в одной локации.

Отмечу еще, что все больше резидентов ближнего зарубежья проявляют интерес к переносу бизнеса в белорусские реалии. Намечается оживление в непривычном формате офисов для Беларуси – коворкингах. Это офисы, арендуемые на гибких условиях на непродолжительные сроки.

В 2024 году ставки выросли на 1-1,5 евро/кв. м по всему рынку в сегменте офисов площадью до 100 кв. м. Самым популярным запросом были офисы от 150 до 500 кв. м. Отдельно можно отметить оживление спроса на офисы площадью 600+ кв. м.

Постепенно IT-сектор возвращается с удаленки. Айтишники по-прежнему хотят занимать просторные, комфортные офисы, с хорошим ремонтом и мебелью.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все