Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Электромобили: от дорогой экзотики к массовому производству

Электромобили: от дорогой экзотики к массовому производству
Фото носит иллюстративный характер. Источник: wylsa.com
Фото носит иллюстративный характер. Источник: wylsa.com

Для кого-то электромобиль – модное решение, а кто-то заботится об экологии. На самом деле развитие электрических автомобилей – это вопрос экономики. Транспорт с электрическим двигателем появился почти 200 лет назад, задолго до первых двигателей внутреннего сгорания. Однако электрический привод быстро признали экономически невыгодным. И он оставался таким больше ста лет. Теперь все меняется. Myfin.by расскажет как и почему.

Начало жизни электромобилей

Сначала электрокары выглядели революционными, но мало привлекательными. Судите сами. Первый электромобиль от Tesla (Roadster, 2008-2012), был вызовом для автомобильной индустрии: мог проехать до 394 км на одной зарядке. Правда цена в $109 тыс. не вдохновляла рядовых потребителей, про него больше писали, чем покупали. Но состоятельные люди и адепты новых технологий все-таки приобрели 2 450 экземпляров.

В 2010 году компания Nissan представила Leaf – первый действительно массовый электромобиль. Цена варьировалась от $35 тыс. до $40 тыс. Пробег – скромные 117-200 км на одной зарядке. Однако удалось продать больше 300 тыс. таких авто – однозначный прорыв на массовый рынок. Главный фактор успеха – доступная цена.

Chevrolet Volt (2011-2019) имел принципиально иную концепцию. Это был гибридный автомобиль за $41 тыс. На электричестве он проезжал только 64 км, но оставался и бензиновый мотор. Все электромобили этого поколения стоили в среднем на 30-50% дороже бензиновых аналогов, их обслуживание не было дешевым, а периодическая замена батареи отнимала еще $15-20 тыс. И все это было ради того, чтобы проехать пару сотен километров. Да и то в основном по городу, потому что зарядных станций было очень мало. Правда, можно было заряжаться от обычной розетки, но требовалось 8-12 часов.

В 2010-2015 годах электромобиль был скорее технологическим экспериментом, имиджевым продуктом для энтузиастов и состоятельных клиентов.

Господдержка – двигатель прогресса

Фото: wikipedia.org

Развитию первых современных электромобилей весьма способствовала государственная поддержка. Понимая потенциал новой технологии, власти разных стран запустили масштабные программы стимулирования сектора. Фактически создавался плацдарм для технологической революции.

Популярные кредиты на авто
ЗУБР АВТО
Любой электромобиль в кредит
ЗУБР АВТО
Ставка в год
18.18 %
5% первые 5 мес.
Сумма
до 500 000 BYN
Срок
до 120 мес.
Без справок
Без поручителей
Без залога
Решение сегодня
Новое авто
Подробнее
Джили Центр
Любая модель Belgee
Джили Центр
Ставка в год
10 %
Сумма
до 250 000 BYN
Срок
36 мес.
Без справок
Без поручителей
Залог
Партнёрский
Новое авто
Подробнее
Атлант-М Электромобили
Электромобиль от Атлант-М на 10 лет без залога
Атлант-М Электромобили
Ставка в год
18.18 %
5% первые 5 мес.
Сумма
до 50 000 BYN
Срок
до 120 мес.
Без справок
Без поручителей
Без залога
Решение сегодня
Партнёрский
Новое авто
Подробнее

В США предлагали налоговый кредит до $7 500 при покупке электромобиля, были локальные субсидии, например, в Калифорнии. В разных странах Европы покупателям электрокаров давали субсидии и скидки от €4 тыс. до €6 тыс., обеспечивали бесплатную парковку для электромобилей и льготы на проезд в центральных городских зонах (благодаря экологичности электрокаров). Япония также давала субсидии до ¥400 тыс. Работали государственные программы развития зарядной инфраструктуры, поддерживали национальных производителей электротранспорта.

Технологический перелом

Ключевые трансформации электромобильной индустрии происходили большей частью с 2015 по 2018 год. Главным экономическим драйвером было резкое снижение стоимости литий-ионных аккумуляторов – с $1000 до $200 за кВт·ч. Так стало экономически обоснованным массовое производство электромобилей.

Особую славу опять заслужила Tesla. В 2017 году Илон Маск представил Model 3 – массовый электромобиль по доступной цене (от $35 000). Машина могла проезжать до 350 км на одной зарядке, а время полной зарядки сократилось до 30-40 минут. Производство быстро вышло на уровень больше полумиллиона автомобилей в год.

Фото: steemit.com

Конкуренты Tesla тоже разрабатывали и предлагали свои авто, с разной степенью успеха. Например, в 2016 году на рынок вышел Chevrolet Bolt EV, с минимальной ценой от $31 тыс. и запасом хода до 417 км. Все это удалось потому что: плотность энергии батарей увеличилась на 50%; стоимость хранения энергии снизилась на 65%; время полной зарядки сократилось с 12 до 1-2 часов.

Массовость и доступность

В период между 2018 и 2021 годами электромобили сделали следующий скачок – из технологической экзотики в реальную альтернативу бензиновым автомобилям. Прежде всего за счет резкого снижения стоимости производства.

В 2015 году киловатт-час заряда батареи подешевел примерно в 4 раза. Это принципиально изменило экономику производства электромобилей – батарея больше не была непреодолимым барьером для массового потребителя.

Следующим ключевым фактором стало развитие зарядной инфраструктуры. К 2021 году в мире построили больше 17 млн зарядных станций, из них более 100 тыс. только в США. Средняя стоимость зарядки снизилась до $0,13-0,18 за 1 кВт·ч., а время зарядки сократилось до 30-40 минут.

Кроме того, Европа и США сохранили программы стимулирования покупки электрокаров, а Китай развивал программы поддержки национальных производителей таких машин и комплектующих.

Поездка на электромобиле дешевле, чем на авто с ДВС. По ценам Евросоюза и Северной Америки проезд одного километра на электромобиле стоит в 6-7 раз дешевле, чем на бензиновом авто. Обслуживание тоже дешевле – $300-400 в год против $800-1000 (благодаря простоте конструкции электрички). Правда через 8-10 лет, возможно, придется менять батарею, а это $10 -15 тыс. Вот поэтому электромобили быстрее теряют в цене на вторичном рынке.

Мировой рынок ответил бурным ростом производства и продаж. Tesla производит более 1,3 млн электромобилей в год. Китайская компания BYD выпустила 1,6 млн электромобилей в 2023 году.

Доля электромобилей на китайском рынке новых авто вот-вот дойдет до 38%, и в перспективе станет еще выше. В Европе по продажам лидирует Норвегия, где на электрику приходится 80% продаж новых машин.

Фото: tadviser.ru

Правда в других странах, особенно среднего и невысокого достатка, ситуация сложнее. Не развита сеть электрозаправок. Люди в массе своей покупают более дешевые, но привычные машины. Где-то цены топлива значительно ниже электричества. А кто-то просто не уверен в надежности электромобилей, например, на морозе и по бездорожью.

И не забываем, что продавать подержанный электромобиль приходится очень дешево, что тоже отталкивает потенциальных покупателей новых авто.

Что будет дальше?

Ответ в себестоимости электромобилей. А точнее – в структуре себестоимости производства и пользования ими. И будущее прямо зависит от изменения этой структуры.

Главный фактор стоимости электромобиля – батарея. На нее приходится 30-50% продажной цены. Но за 10 лет цена батарей упала с $1000 до $130 за кВт·ч. К 2025 году производители ожидают снижения до $100, а к 2030 – до $80. Это сделает электромобили сопоставимыми по цене с авто даже без господдержки.

Сам электродвигатель дешевле бензинового всего на 10-15%. В нем около 20 движущихся частей против 2000 в обычном моторе. Правда, нужна еще сложная электроника – контроллеры и инверторы. Остальные компоненты (кузов, шасси, интерьер) стоят столько же, сколько у обычных автомобилей – 25-30% цены.

Что может затормозить прогресс? Два фактора: нехватка редких металлов для батарей и развитие инфраструктуры. Литий, кобальт и никель могут подорожать из-за растущего спроса. А создание сети зарядных станций требует больших вложений.

Но тренд очевиден: будущее автотранспорта представляется электрическим.

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все