В оценках аналитиков российский фактор учитывается среди основных: с одной стороны, резкое сокращение добычи со стороны Москвы может привести к взлету цен в разы, а с другой падение спроса наряду с вмешательством ОПЕК может заставить их опуститься до значений весны прошлого года и даже ниже.
В своем недавнем отчете аналитики JPMorgan заявили, что цены на нефть могут вырасти почти в 2,5 раза при условии резкого сокращения добычи со стороны России – при этом подобное развитие событий видится им вполне вероятным.
По мнению экспертов, на уменьшение объемов добычи страна может пойти в ответ на планы лидеров «Большой семерки» по ограничению стоимости российской нефти с помощью лимитов на ее страхование и транспортировку.
Аналитики склоняются к тому, что Россия в случае введения таких мер применит именно силовой сценарий, так как страна ранее уже демонстрировала свою готовность идти на подобные шаги в вопросе поставок природного газа в Евросоюз.
По самому пессимистичному сценарию, который представлен в отчете, Москва без существенного ущерба для себя может урезать добычу на 5 млн баррелей в сутки. Тогда мировые рынки испытают колоссальный дефицит предложения, что приведет к резкому росту цен на 240%: с нынешних $ 112 до $ 380 за баррель североморской марки Brent.
Однако более вероятным развитием событий аналитики JPMorgan считают сокращение добычи на 3 млн баррелей в сутки – это должно вызвать рост цен на нефть до $ 190 за баррель.
При этом корпорация Citigroup в своем свежем прогнозе говорит об обратном: стоимость нефти к концу этого года может снизиться до $ 65 за баррель (в последний раз до подобных значений она опускалась весной 2021 года), а к декабрю 2023 года и вовсе упасть до $ 45 за баррель.
Такое предположение эксперты сделали на основании ряда факторов – к примеру, возможности вмешательства со стороны стран-членов ОПЕК+, а также продолжающегося сокращения инвестиций в нефтяной сектор.
По их словам, исторические данные говорят о том, что спрос на нефть уходит в минус только в периоды наиболее тяжелых глобальных рецессий, однако во время всех кризисов цены на черное золото опускались приблизительно до значений предельной себестоимости.