Более трех месяцев назад у ведущего экспортера казахстанской нефти начались проблемы на главном инфраструктурном объекте – терминале в порту Новороссийска. Теперь неудачи, которые следовали одна за другой, вылились в полное прекращение работы объекта как минимум на месяц по решению российского суда. Казахстан уже сейчас начал работать над альтернативными маршрутами поставок, а эксперты ожидают, что все это скажется на мировых ценах на черное золото.
Власти Казахстана решили прорабатывать новый маршрут для мировых поставок своих энергоносителей. Президент страны Касым–Жомарт Токаев поручил чиновникам для транспортировки нефти в Европу использовать Транскаспийский маршрут, что предполагает транзит через Азербайджан, Грузию и Турцию вместо территории России.
Новый путь для экспорта углеводородов понадобился стране из–за того, что решения российских надзорных и судебных органов перекрыли возможность пользоваться старым, важнейшей точкой которого является терминал в порту Новороссийска, куда казахстанская нефть идет через Каспийский магистральный нефтепровод – его эксплуатацией занимается Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).
Как российский суд остановил транзит
Как сообщает издание «Коммерсантъ», чуть более половины акций КТК принадлежит России и Казахстану (размеры долей составляют 31% и 20,75% соответственно), а почти все остальные – различным международным нефтяным компаниям. В прошлом году консорциум обеспечил поставки 60,7 млн тонн казахстанской нефти (более 65% от общего объема поставок), которая в основном шла на Балканы и в США.
В мае внеплановая проверка Роскомнадзора выявила нарушения в работе морского терминала КТК в Новороссийске в части мер по недопущению разливов нефти – для их устранения ведомство дало компании срок до 30 ноября. Однако российский надзорный орган не стал ждать выполнения своих предписаний и обратился в суд, который 5 июля полностью приостановил работу терминала на 30 дней.
«Коммерсантъ» отмечает, что остановка поставок через КТК может привести к скачку цен на энергоносители, так как вызовет на рынке дефицит в 1 млн баррелей нефти в сутки – это около 1% общемирового объема поставок.
Также подобное развитие событий в теории может быть выгодно российским производителям: потребители, скорее всего, найдут замену в российском сорте Urals, так как по составу он напоминает нефть с месторождений Казахстана.
«Нефтяное проклятие»
Проблемы с новороссийским терминалом КТК продолжаются еще с марта нынешнего года, когда шторм на Черном море повредил его выносные причальные устройства.
За месяц в строй удалось вернуть одно из поврежденных устройств, однако в середине июня в районах, прилегающих к терминалу КТК, силами российского МЧС началось плановое обследование акватории на предмет бомб времен Великой Отечественной войны (ранее их там уже находили) – работа двух из трех устройств вновь была остановлена.
Помимо этого, проблемы могут начаться и на другом конце цепочки поставок – непосредственно в местах добычи сырья. Накануне на крупнейшем в Казахстане нефтегазовом месторождении Тенгиз, которое находится на западе страны, во время тестовых работ с трубопроводной системой произошел взрыв – погибло двое рабочих.