
Суверенный фонд Катара сделал предложение о покупке испанского футбольного клуба «Малага». Фонду уже принадлежат права на французский «Пари Сен-Жермен» и португальскую «Брагу».
Есть ли примеры футбольных империй?
Да. Наибольшую известность имеют два проекта: под патронажем Red Bull и структура City Football Group. Витрина первой — немецкий "Лейпциг", второй — английский "Манчестер Сити". Удивительное совпадение, но оба клуба в нынешнем сезоне выступают крайне неудачно. "Лейпциг" в Лиге чемпионов пролетел мимо плей-офф, заняв только 32-е место на общем этапе. "Манчестер Сити" заполз в топ-24, но в нокаут-раунде был бит мадридским "Реалом". Очевидно, система дала сбой, но это не значит, что она не работает в принципе.
City Football Group — компания с капиталом ОАЭ. В ее портфеле есть представители почти всех ведущих европейских лиг — Англии, Испании, Италии, Франции, Бельгии и Нидерландов. Расширять влияние в регионе понадобилось после Брексита. Отход от Европы аукнулся "Манчестер Сити" лимитом на легионеров, и фарм-клубы стали удобным местом для обкатки талантов. Одновременно с этим получили профит и сами филиалы. В частности, скромная "Жирона" не просто вышла в испанский элитный дивизион, но и просочилась в Лигу чемпионов.
Помимо спортивной, есть и экономическая составляющая вопроса империй. Работающая в Европе система финансового фейр-плей запрещает клубам тратить существенно больше заработанного, то есть владельцы ограничены в участии собственными денежными средствами. Продажи футболистов внутри холдинга отчасти решают проблему. В City Football Group также входят клубы Бразилии, Индии, Японии, Китая и Уругвая.
Red Bull — империя столь же разветвленная, но не настолько многочисленная. В ее составе четыре команды, и в названии каждой есть упоминание гиганта по производству энергетического напитка. В Германии с этим возникли проблемы — местный регламент запрещает прямое использование спонсора в нейминге. По этой причине используется сокращенное — "РБ Лейпциг". Остальные же команды холдинга ничем не ограничены: "Ред Булл Зальцбург" (Австрия), "Нью-Йорк Ред Буллс" (США), "Ред Булл Брагантино" (Бразилия).
Три месяца назад за развитие "напиточного проекта" взялся легендарный немецкий тренер Юрген Клопп, покинувший "Ливерпуль" по окончании прошлого сезона. Примерно в это же время началось вхождение в систему очередной единицы — клуба "Париж". Сейчас команда выступает во втором французском дивизионе, но горизонты куда более прогрессивные. Вполне вероятно, что такое положение вещей заставило задуматься о будущем и владельцев "Пари Сен-Жермен".
Оправдала ли себя покупка «ПСЖ»
Qatar Sports Investments владеет "ПСЖ" уже на протяжении четырнадцати лет. До того основанный в 1970 году клуб лишь дважды выигрывал чемпионат Франции. После — десять раз! Наверняка в нынешнем сезоне случится еще одна победа. Парижане опережают идущий вторым "Монако" на 21 очко.
Но главное — удачное выступление в Лиге чемпионов. "ПСЖ" вошел в восьмерку лучших команд Европы и в четвертьфинале сразится с английской "Астон Виллой". Важен не только результат, но и стратегия. Клуб отвязался от скупки звезд, расставшись с Неймаром, Месси и Мбаппе. Строить новый проект пригласили испанского тренера Луиса Энрике, и он создал шикарный коллектив без явных лидеров.
Суверенный фонд Катара возглавляет Нассер Аль-Хелаифи. Он же — президент "Пари Сен-Жермен", а также член исполкома УЕФА — главной футбольной организации Европы. В составе последней функционер борется против создания Суперлиги — альтернативы Лиге чемпионов. Его главный идейный противник — босс "Реала" Флорентино Перес, который заодно выступает против всякого рода футбольных империй. Мадридский клуб первым в Европе перешагнул порог в 1 млрд годового дохода, и здесь бороться с ним бесперспективно.
Три года назад дочерним клубом "ПСЖ" стала португальская "Брага". Прогресс не заставил себя ждать — скромная команда сразу же ворвалась в тройку лучших. На этом примере оказалось понятно, как работать в более рейтинговых лигах. Похоже, в Париже просто ждали момент для расширения влияния.
Блеск и нищета «Малаги»
"Малага" — клуб с 77-летней историей. Несмотря на это, значимых успехов он не добивался. Волшебным образом ситуация преобразилась в 2010 году, когда на юг Испании приехал ближневосточный капитал. Главной целью был вовсе не футбол, а участие в строительстве порта в соседней курортной Марбелье. "Малага" досталась инвесторам как бы в нагрузку.
Ирония судьбы в том, что тогда тоже были деньги Катара, только другой их источник в стране. Немаловажная деталь — финансовое регулирование в футболе еще не было столь жестким, фактически "Малага" могла позволить себе что угодно. Скупка известных игроков проводилась в промышленных масштабах, почти сразу же появился и результат.
"Малага" быстро поднялась в топ-4 испанского футбола, получив право на выступление в Лиге чемпионов. Чудеса начались и там. В сезоне-2012/13 команда дошла до четвертьфинала главного еврокубка, где едва не оставила с носом дортмундскую "Боруссию" под управлением вышеупомянутого Клоппа.
Первый матч завершился вничью (0:0), а в ответной встрече испанцы вели со счетом 2:1 и уже готовились праздновать фантастический успех. В компенсированное время дортмундцы отквитали один мяч, но результат все равно проводил "Малагу" дальше. Однако случилось страшное — в следующей атаке "Боруссия" забила снова, выбив соперника из седла. Как выяснилось впоследствии, то была самая красивая глава испанской сказки.
Как нынче выглядит новый член строящейся империи
Инфраструктурные проекты в Марбелье застряли на стадии планирования. Без них в Катаре не горели желанием поддерживать "Малагу". Но и откатиться к "базовым настройкам" не было возможности — требовалось выполнять обязательства по тем же контрактам с футболистами. Клуб стал накапливать долги и быстро оказался на дне.
Сначала "Малага" вылетела во второй дивизион, а впоследствии вовсе оказалась в третьем. Стоял даже вопрос о лишении профессионального статуса, но помогли местные власти. Со временем клуб научился жить по средствам, поэтому прямо сейчас актив не токсичен. Команда вернулась в Д2, там не блистает, но того прямо сейчас и не требуется.
Qatar Sports Investments сулит за "Малагу" 100 млн евро. Это предложение, от которого трудно отказаться. Вопрос лишь в юридических формальностях. Фактически боссы "ПСЖ" договариваются о покупке с местными властями, формально же им необходимо соблюсти интересы нынешних владельцев из Катара.